Упанишады — послание вечности

«Упанишады берите, и если будете им следовать и усвоите, придете к просветлению. Открыв уши и сердце, жадно внимайте словам мудрости, в восторге трепеща перед новым открытием. Тот, кто обрел себя, достоин почитания, ибо он истинно освобожденный – он слился с тем, кого так жаждал познать», — Саи Баба, неоиндуистский религиозный лидер.

упанишад

Упанишады

Индийская цивилизация является третьей по древности после египетской и шумерской. Ее философия направлена на поиски смысла и цели бытия, избавления от бедствий и тягот человеческой судьбы, подлинного покоя. Упанишады объединяют раздел Вед, имеющий отношение к Высшей Мудрости.

Что такое Упанишады?

Сокровенными писаниями индуизма являются Веды («знания») — сборники песен, заклинаний, гимнов и формул, необходимых для жертвоприношений и обрядов. Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа имеют свои сакральные пояснения. Это Упанишады (upa-ni-sad) — «находиться около». Они подытоживают и развивают Веды.

Для правоверных индуистов и религиозных мыслителей эти эзотерические учения занимают такое же место, как Новый завет для христиан. Читая Упанишады, мы находим параллели с христианством, что наводит на размышления о единстве человечества. В отличие от христианства, где верующий — «раб божий», в индийских трактатах человек — индивидуальное и космическое бытие: Атман, Брахман, Бог, пуруша. В них обсуждается природа Абсолюта, начало Вселенной, философия, медитация. Если Веды прославляют богов и богинь, описывают обряды, жертвоприношения, то здесь идет поиск всеединства, движущего поток бытия и единения с ним. Упанишады содержат знания, как достичь полного совершенства и слияния с Абсолютом в вечности.

упанишады

Шопенгауэр называл их «произведением высшей человеческой мудрости». Философы и мудрецы всего мира терпят сокрушительное поражение перед красотой и божественностью мыслей древних философов.

Жанр — философские духовные размышления о Вселенной и занимающем в ней место человеке в прозе и стихах. Упанишады представляют собой философский дискурс с сидящим гуру, который передает свое эзотерическое знание. Учитель Праджапати делится мыслями с учеником Индрой  о сущности человеческого «Я», которое называют Атманом. Учения имеют тайный смысл и передаются только верующим.  Упанишады почитаются, как шрути — «услышанные от бога», вечные. Вместо всемогущего огня и множества богов в Ведах, Упанишады прославляют одного божественного Атмана, который обитает в сердце человека. Центр толкования переместился от внешнего мира к исследованию внутреннего бессмертного «я», который одно и то же с великой космической силой. Брахман это Атман, и Атман это Брахман.  Философы стремились освободить дух от уз плоти.

упанишад атман Атман

Первые книги Брихадараньяка-упанишаду и Чхандогья-упанишаду датированы VIII веком до н. э. Последующие — созданы на протяжении 2300 лет до XV в.

Почти ничего не известно о времени и авторах высшего достижения древнего мышления. Считается, что они были открыты в глубоких медитациях удалившимися от мира философами-аскетами. Первые тринадцать, или «главные» Упанишады, составляют один из основополагающих текстов индуизма. Всего насчитывается 108 божественных трактатов. Их текст — возвышенный, смысл – глубокий и вдохновенный.

Упанишады, написанные в прозе: Кена, Чхандогья, Айтарейя, Тайттирийя, Брихадараньяка, Каушитаки, Майтри, Прашна и Мандукья.  Книги в стихах: Шветашватара, Катха, Иша, Мундака.

Великие тайны Упанишад:

Главный пункт мироздания Упанишад — “Тат твам аси” (“Ты есть то”), или (“Ты — одно с тем”). Это идея всеединства и тождественности бытия. Каждый, кто получил знания, может стремиться стать безграничным существованием (сат), абсолютной истиной (чит) и чистым наслаждением (ананда).

Брихадараньяка-упанишадa — одна из главных и древних Упанишад. Повествует об изначальных основах мироздания, единственном действительном, существующим за внешними явлениями мира, и подлинном равенстве человеческих существ. Впервые в истории человечества письменно описывается феномен сознания отдельно от физического тела и его основные состояния.

В Тайттирия-упанишаде описываются различные состояния счастья. Повествуется о счастье человека, постигшего знания Вед, Атмана и не одоленного желанием. «И, поистине, его не мучат [мысли]: “Почему я не совершил добра?”, “Почему я совершил зло?” Тот, кто знает это, спасает себя от них».

Катха-упанишада — сложнейшее по своему символизму произведение. Мудрость о первопричине всего сущего доносится через таинственный сюжет.

В истории о Ваджашраваса, его сыне Накичетасе бог смерти Яма отвечает на три вопроса молодого человека. Первой была просьба о прощении и благословении его отцом. Символизм этой просьбы в том, что только выстроив хорошие отношения со своими корнями, человек может идти дальше по дороге осознания.

Второй вопрос его был о тайне обряда жертвоприношения в индуизме, «огненной церемонии», которая ведет в небеса. Смысл этого вопроса о значении дыхания в медитации. Дыхание связано с потоком мыслей и движением жизненной энергии.

Третий  вопрос открывает тайну бессмертия. В своем ответе Яма сравнивает тело человека с колесницей. Кони, которые несут колесницу — его желания; поводья в руках — пути.  Поводьями человек может управлять и регулировать направление движения.  Нужно научиться:

Полезное
Войти на сайт
РегистрацияЗабыли пароль?
Регистрация
Важно!
Ваш доступ к материалам размещенным на сайте зависит от уровня обучения и достоверности сведений указанных при регистрации.
Генерация пароля
Регистрация