«Упанишады берите, и если будете им следовать и усвоите, придете к просветлению. Открыв уши и сердце, жадно внимайте словам мудрости, в восторге трепеща перед новым открытием. Тот, кто обрел себя, достоин почитания, ибо он истинно освобожденный – он слился с тем, кого так жаждал познать», — Саи Баба, неоиндуистский религиозный лидер.
Упанишады
Индийская цивилизация является третьей по древности после египетской и шумерской. Ее философия направлена на поиски смысла и цели бытия, избавления от бедствий и тягот человеческой судьбы, подлинного покоя. Упанишады объединяют раздел Вед, имеющий отношение к Высшей Мудрости.
Что такое Упанишады?
Сокровенными писаниями индуизма являются Веды («знания») — сборники песен, заклинаний, гимнов и формул, необходимых для жертвоприношений и обрядов. Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа имеют свои сакральные пояснения. Это Упанишады (upa-ni-sad) — «находиться около». Они подытоживают и развивают Веды.
Для правоверных индуистов и религиозных мыслителей эти эзотерические учения занимают такое же место, как Новый завет для христиан. Читая Упанишады, мы находим параллели с христианством, что наводит на размышления о единстве человечества. В отличие от христианства, где верующий — «раб божий», в индийских трактатах человек — индивидуальное и космическое бытие: Атман, Брахман, Бог, Пуруша. В них обсуждается природа Абсолюта, начало Вселенной, философия, медитация. Если Веды прославляют богов и богинь, описывают обряды, жертвоприношения, то здесь идет поиск всеединства, движущего поток бытия и единения с ним. Упанишады содержат знания, как достичь полного совершенства и слияния с Абсолютом в вечности.
Шопенгауэр называл их «произведением высшей человеческой мудрости». Философы и мудрецы всего мира терпят сокрушительное поражение перед красотой и божественностью мыслей древних философов.
Жанр — философские духовные размышления о Вселенной и занимающем в ней место человеке в прозе и стихах. Упанишады представляют собой философский дискурс с сидящим гуру, который передает свое эзотерическое знание. Учитель Праджапати делится мыслями с учеником Индрой о сущности человеческого «Я», которое называют Атманом. Учения имеют тайный смысл и передаются только верующим. Упанишады почитаются, как шрути — «услышанные от бога», вечные. Вместо всемогущего огня и множества богов в Ведах, Упанишады прославляют одного божественного Атмана, который обитает в сердце человека. Центр толкования переместился от внешнего мира к исследованию внутреннего бессмертного «я», который одно и то же с великой космической силой. Брахман это Атман, и Атман это Брахман. Философы стремились освободить дух от уз плоти.
Атман
Первые книги Брихадараньяка-упанишаду и Чхандогья-упанишаду датированы VIII веком до н. э. Последующие — созданы на протяжении 2300 лет до XV в.
Почти ничего не известно о времени и авторах высшего достижения древнего мышления. Считается, что они были открыты в глубоких медитациях удалившимися от мира философами-аскетами. Первые тринадцать, или «главные» Упанишады, составляют один из основополагающих текстов индуизма. Всего насчитывается 108 божественных трактатов. Их текст — возвышенный, смысл – глубокий и вдохновенный.
Упанишады, написанные в прозе: Кена, Чхандогья, Айтарейя, Тайттирийя, Брихадараньяка, Каушитаки, Майтри, Прашна и Мандукья. Книги в стихах: Шветашватара, Катха, Иша, Мундака.
Великие тайны Упанишад:
- равенство Атмана, Брахмана и пуруши. Атман — духовная составляющая человека. Брахман — созидающий Бог. Пуруша — первосущее существо сверхчеловеческой природы, из которого сотворена Вселенная.
Главный пункт мироздания Упанишад — “Тат твам аси” (“Ты есть то”), или (“Ты — одно с тем”). Это идея всеединства и тождественности бытия. Каждый, кто получил знания, может стремиться стать безграничным существованием (сат), абсолютной истиной (чит) и чистым наслаждением (ананда).
- «сансара» (самсара) — вечный круговорот жизни, смерти и вновь рождения, который был положен в основу учения о реинкарнации — переселении душ;
- карма (поступки) — неизбежность влияния прошлых деяний на дальнейшую жизнь. Это понятие впервые появилось и объяснилось в Упанишадах. Ее значение в истории Индии невозможно переоценить. Карма связана с идеей моральной причинности. Твои поступки обуславливают твою дальнейшую судьбу. Принадлежность к касте человек заслужил кармой своих поступков. Упанишады легитимируют (узаконивают) кастовую систему.
- Дхарма — непреложный закон, который никто не может нарушать. Последовательный духовный рост человека путем ответственного выполнения своей миссии в жизни по мере взросления как в семье, так и в обществе. Плохих и хороших поступков не бывает. Есть безоговорочное служение долгу. Оно считается добром. Каждый на своем месте делает всякое дело любя, не пользуясь результатами своего труда.
Брихадараньяка-упанишадa — одна из главных и древних Упанишад. Повествует об изначальных основах мироздания, единственном действительном, существующим за внешними явлениями мира, и подлинном равенстве человеческих существ. Впервые в истории человечества письменно описывается феномен сознания отдельно от физического тела и его основные состояния.
В Тайттирия-упанишаде описываются различные состояния счастья. Повествуется о счастье человека, постигшего знания Вед, Атмана и не одоленного желанием. «И, поистине, его не мучат [мысли]: «Почему я не совершил добра?», «Почему я совершил зло?» Тот, кто знает это, спасает себя от них».
Катха-упанишада — сложнейшее по своему символизму произведение. Мудрость о первопричине всего сущего доносится через таинственный сюжет.
В истории о Ваджашраваса, его сыне Накичетасе бог смерти Яма отвечает на три вопроса молодого человека. Первой была просьба о прощении и благословении его отцом. Символизм этой просьбы в том, что только выстроив хорошие отношения со своими корнями, человек может идти дальше по дороге осознания.
Второй вопрос его был о тайне обряда жертвоприношения в индуизме, «огненной церемонии», которая ведет в небеса. Смысл этого вопроса о значении дыхания в медитации. Дыхание связано с потоком мыслей и движением жизненной энергии.
Третий вопрос открывает тайну бессмертия. В своем ответе Яма сравнивает тело человека с колесницей. Кони, которые несут колесницу — его желания; поводья в руках — пути. Поводьями человек может управлять и регулировать направление движения. Нужно научиться:
- различать правильную дорогу;
- управлять своими чувствами;
- отрешиться от желаний.
Это путь Атмана, высшего «Я», путь соединения с Абсолютом.
«Тот, кто реализовал Абсолютное «Я», которое по ту сторону проявленного мира, вне восприятия органов чувств, бесформенное, не возникшее и не исчезающее, вне качеств, без начала и завершения, вечное и неизменное, тот освобожден от смерти и раскрывает свою природу бессмертия.
Всевышний Господь сотворил органы чувств, которые дают человеку сильные тенденции к внешним объектам. Так человек забывает свою божественную природу. Однако есть немногие мудрецы, которые стремятся к бессмертию. Они направляют свое внимание внутрь, созерцая божественную природу своего сознания» (Катха-Упанишада).
Яма сообщил ученику величайшее откровение, тайну природы Атмана и ключевые знания для медитации. Указал точку духовного сердца с правой стороны величиной с большой палец, на которую следует медитировать в постижении истинной природы своего «Я».
Духовная практика – путь к просветлению
Цель земной жизни в Упанишадах — слияние с Брахманом, освобождение от сансары, обретение блаженства и покоя.
Это путь отречения от сыновей, богатства и желаний: «Непостоянно богатство, ибо не достигают вечного невечным».
Согласно Упанишадам наша жизнь это иллюзия, «майя». Мы видим и ощущаем ее 5 органами чувств, которые далеко несовершенны. Это то же самое, что смотря в небольшую щель, пытаться осознать и оценить суть происходящего в хаосе. Живые существа, погрузившись в «майя», цепляются за чувственные ощущения, материальные блага и живут в «авидье» (невежестве), ложное принимают за истинное, не видят себя в себе. «Кто видит множественность, но не единую неделимую сущность, будет скитаться от смерти к смерти».
Жизнь на земле это средство самоусовершенствования («не спи»). Сформулированы основные этапы постижения космического Сознания:
- аскеза (отказ от желаний и удовольствий);
- отрешение от действий — «на дело направь усилье, о плодах не заботясь; да не будет плод дела твоим побужденьем, но и бездействию не предавайся» (Гита-упанишад);
- самоуглубление в духовной медитации и йоге.
Медитируйте на слог Ом, (Аум) — слог «Благо-дарение-Богу» — символ индуизма. Он исходит из сердца, где находится чакра анахата. «Ом Шанти, Шанти, Шанти», где слово «shaantiH» можно перевести как «мир», «покой», «умиротворённость». Произнося этот звук, молящийся идет по пути Брахмана. Эта мангала, благодаря своей ритмической и текстовой простоте имеет большую популярность.
Сосредоточьте свой взгляд на черной точке. Пусть уйдут из сознания ненужные образы. Ум постепенно рассеется, это его свойство. Переведите свой внутренний взгляд на лотосные стопы Господа. Затем попытайтесь увидеть знаки на каждой стопе. Это идеальный объект, когда непослушный ум отказывается «просто слушать имя».
Лотосные стопы Господа
Йога — это сдерживание умственных видоизменений. Все мысли, которые беспрерывно возникают в сознании, замещаются Брахманом. Вы входите в глубокое осознание (самадхи). «Йогин выше аскетов, он считается выше мудрых, Йогин выше творящих обряды, поэтому йогином стань» (Гита-упанишада).
Задача верующего — контролировать свое «Я»:
- практиковаться спокойно относиться ко всем, как к божественным созданиям. В Гита-упанишаде сказано Кришной: «Я есть ты».
- развивать нравственное «око мудрости», следить за своими мыслями и поступками;
- заниматься самоанализом.
В области этики превалирует идея индифферентного, спокойно-созерцательного отношения к миру. Вместе с тем необходимо быть активным в достижении Цели.
Однако, для большинства эти великие цели недостижимы. Есть возможность делать добрые деяния и поступки, чтобы в следующей жизни родиться человеком более высокой касты, стать праведником. На этом уровне нравственные цели становятся чище, идеалы — понятнее.
Все это Бог
Иша-упанишада советует нам, получившим в круге сансары форму человека, заняться духовным развитием. На этой Земле человеку ничего не принадлежит. Все принадлежит Богу. Связь с материальными вещами порождает гордость. Отождествление себя с телом порождает эгоизм. Гордость, эго, стяжательство – враги духовного развития. Привязанность к материальному ведет человека по заблудшему пути, наполненному чувствами, страданиями. Отсюда его несовершенства.
Стоит научиться радоваться тому, что тебе дается. В первой главе Иша-упанишад описано все, что нужно для жизни: «Всевышний, пошли столько, сколько нужно, чтобы прокормить семью. Я не останусь голодным, и святой странник не уйдет голодным».
Упанишады поставили медитацию выше жертвоприношений. «Истинной жертвой является человек; его первые двадцать четыре года — это его утренние возлияния… в голоде, в жажде, в воздержании от удовольствий происходит его посвящение».
Настоящее бытие важнее мира вещей, мира мысли, мира чувств. В самой большой и знаменитой Брихадараньяка-упанишаде есть важное предупреждение: «Будьте уравновешены! Отдавайте без сожаления! Будьте милостивы!». Это составляет послание Упанишад вечности: учиться триаде мудрости, состоящей из самоограничения, доброты и щедрости.
«Чти мать, как бога. Чти отца, как бога. Чти учителя, как бога. Чти гостя, как бога. Совершай те действия, что безупречны, и не иные. Придерживайся тех добрых поступков, что [приняты] у нас, и не иных» (Тайтрия-упанишад). Даже просто чтение Упанишад это процесс медитации. Если практиковать одно из посланий этого вечного знания, то можно познать истину. Одной Мандукья- упанишад довольно для освобождения того, кто искренен в своих стремлениях.
Искренний искатель в своем духовном поиске найдет эти строки из Брихадараньяки: «От не-сущего веди меня к сущему, из тьмы веди меня к свету, от смерти веди меня к бессмертию».