«Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», — А.Г. Асмолов, профессор МГУ, академик РАО, публицист, 1949 г. р.
Индивидуальность человека — уникальный набор неповторимых особенностей, отличающих его от других. Вопрос о сущности своей природы интересует людей с давних времен. Исследовать его пытались представители разных научных направлений. Ответ на этот вопрос кроется в специфике происхождения индивидуума, его становления и эволюции.
Понятие «индивид» используется для акцента персоны как отдельной личности среди остальных. Индивид — не просто единичный представитель человеческого рода, а всегда — «один из» этого общества.
Что такое индивидуальность человека?
Термин «индивидуальность» выделяет человека одного из многих, отличающегося от них своеобразием психики, мировосприятием, темпераментом, имиджем, опытом, интересами.
Человек с рождения наделен уникальной совокупностью психических, энергетических и физических качеств. Но не считается личностью, отличающейся высокими духовными и нравственными свойствами.

Ее формированию содействуют социализация и вклад в жизнь общества. Благодаря осознанию существующих в семье и социуме законов и основ проявляется личностное начало. Процесс становления собственного «Я» у всех протекает по-разному.
Какие черты индивидуальности существуют?
Черты индивидуальности — набор самобытных качеств, присущих человеку, которые условно делят на 2 части:
Физиологические: внешний облик, интеллект, неповторимое своеобразие, манера общения и поведения, способность к приспособлению.
Социальные: культура, самодисциплина, самовосприятие, семейные традиции.
Своеобразие личности проявляется не только отличительными чертами, но и специфичностью взаимосвязей между ними.
Условия становления человеческой индивидуальности:
- Окружающая среда
- Специфика структуры семьи (количество ее членов, совокупность межличностных отношений в ней)
- Наследственность
- Способы воспитания
- Сложившиеся семейные правила поведения и общения
- Ассоциации, связанные с детством.
«Я-концепция» человека с позиции эзотерики
Я-концепция — это динамическая система представлений и убеждений о самом себе. Это то, каким человек видит, воспринимает и ощущает себя. Выстроенный и сложившийся на основе неповторимости выражения личностного Эго, Я-образ влияет на психоэмоциональное состояние личности.
Я-концепция личности включает следующие грани индивидуального самосознания:
- Реальное-Я — объективное представление о самом себе и уровне своего развития на основе разнообразного опыта проявления во взаимоотношениях с другими людьми и их поступков по отношению к нему.
- Идеальное-Я — субъективная самооценка, сформированная из завышенных представлений о себе самом. Идеальная установка формируется из целой серии представлений, отображающих заветные желания и чаяния индивида. Этот образ, как правило, оторван от реальности, так как человек воспринимает себя тем, кем хотел бы стать благодаря реализации своих способностей.
- Играющее-Я — ложный компонент Эго человека: хорошо подобранные маски, образы для социальных ролей, которые не соответствуют естественному поведению человека и изматывают его. Зачастую ролевые игры, притворство и подмена настоящего себя прочно проникают в мозг человека и заменяют его истинное лицо. Заигрываясь, он оказывается заложником своих искусственных обликов.
- Стремящееся-Я — субъективное желание достичь Идеала-Я, заложенного в сознании человека и отвечающего его представлениям о том, каким бы он хотел быть.
- Подсознательное-Я — это теневая зона индивидуальности человека, в которой скрыта причина тех психических проблем, какие не хотелось бы выявлять и вытаскивать на поверхность сознания. Область подсознания — это база памяти прошлого, интенсивно влияющая при этом на варианты построения будущего. В ней хранятся источники неуверенности, страхов и комплексов. Подсознательное-Я больше эмоционально нежели рационально. Оно не является сознательным сигналом и не относится к возможностям. Схоже с аурой вокруг человека, контуры которой заметны близким, а не ему самому.
- Энергетическое-Я — индивидуальные энергетические возможности человека, которые трудно оценить обычным людям. Для этой степени сознания нужна особая ментальная подготовка и эмоциональная сонастройка.
- Высшее-Я — это уникальное ядро каждого живого существа, Божественная Монада, «Я-ЕСМЬ-Присутствие» или Дух. Божественная система предопределяет большей частью возможности человека. Энергетика человека неповторима, как матричная структура, каждая ячейка которой во Вселенной имеет свою частоту, звучание, вибрационную плотность. Это необъятный Интернет «тонкого плана», в котором люди связаны невидимыми энергоинформационными каналами. С помощью своего Высшего-Я человеку «доступно» соединение со слоями Коллективного бессознательного соответственно уровню развития его мышления.
В процессе развития личности повышается ее уровень сознания и меняется Я-образ. Происходит переосмысление ценностей, принципов оценки событий, характера межличностных связей, отношения к себе.

Функции Я-концепции
Я-концепция — один из значимых компонентов индивида. Она играет роль внутреннего фильтра, с помощью которого он осознает себя как индивидуальность, оценивает личные особенности.
Выделяют следующие ключевые функции Я-концепции:
- Реализация внутреннего соответствия личности
- Осознание и оценка получаемого опыта
- Сравнение нового опыта жизни с прошлым
- Источник притязаний и ожиданий от жизни, окружения, социума.
Человек со сложившимся «Я» выстраивает свое поведение так, чтобы оно соответствовало его видению себя.
На что влияет «Я-концепция»
Я-концепция воздействует на многие значимые аспекты жизни, среди которых:
- Личностное самоопределение
- Самовосприятие. Осмысление своей важности, значимости, уникальности
- Идеальное видение себя
- Ожидания в личных отношениях.
Выстраивание образа Я осуществляется на основе:
- Образа жизни родителей
- Полученного опыта и обретения познаний в ходе разрешения разных жизненных проблем
- Мнения других людей (прежде всего родителей) о личности
- Испытываемых эмоций и потрясений, влияющих на наше мнение о себе (восхищение или досада от своих способностей)
- Самоуважения как сопоставления уровней реальных достижений к желаемым стремлениям
- Мотивации и внутренней выгоды.
Как развить позитивную Я-концепцию
Невзирая на стабильность, образ Я — не постоянное, а меняющееся и гибкое образование. Для этого надо:
Научиться понимать себя. Наблюдайте за своими мыслями, анализируйте их, спрашивайте себя: Что я хочу? Чему я радуюсь? От чего огорчаюсь? Чего боюсь? Ответы на эти вопросы помогут познать себя и проанализировать поведение в разных ситуациях.
Перестать сравнивать себя с другими. Это чревато появлением новых неприятелей, конкурентов, которых (на ваш взгляд) не сможете превзойти. Примите и полюбите себя, каким есть: с достоинствами и недостатками.
Проанализировать свою систему ценностей. Каким хочу стать? Что для меня значимо? Это поможет выявить важные принципы, идеалы и убеждения; упростит принятие ситуативных решений.
Практиковать медитации с сочетанием аффирмаций для повышения самооценки и уверенности. Они вытесняют деструктивные установки и меняют их на позитивные.
Стремиться расширять свое сознание. При достижении сверхсознания человек ощущает, что жизнь едина, все люди взаимосвязаны, все существа составляют целое в бесконечном потоке всеобщей жизни, в котором находятся все создания. При этом все переживали бы несвойственные им ощущения восхищения, веселья, очарования, вечности. Так как сознание людей ограничено, то они чувствуют себя отделенными от целого, оторванными от других и природы. Для расширения мышления используют духовные практики, медитации, чтобы сформировать связи между низшим и высшим «Я» личности.
Ключевой фактор позитивной Я-концепции — жизненные ориентиры человека. Наличие установок придают действительности перспективу, осознанность и направленность действий, удовлетворенность от достижений, интерес к жизни, чувство свободы выбора.
Кроме того, образ Я характеризуется адекватностью и неадекватностью. Адекватное «Я» содействует более эффективной адаптации к среде и социуму. Неадекватное «Я» — ошибочное мнение о себе, не отражающее действительность и приводящее к конфликтам с ней.
Образ Я — результат изучения и оценки себя самого с помощью разных обликов в условиях реальных и вымышленных ситуаций вдобавок к мнению прочих людей и сопоставления себя с другими.
По мере эволюции мышления индивида Я-концепция теряет свою значимость, потому что она не нужна адептам: целостная система организма сравнима с «жизнью в Духе», где не допускается Подсознательное-сокрытое, -образное, -ролевое, так как исчезают границы между сверхсознанием, сознанием и подсознанием. Человек находит себя, обретает самость — уникальность, индивидуальность, внутреннюю гармонию.