«Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец», — Томас Фуллер.
Катастрофа — (др.-греч. καταστροφή) масштабное неблагоприятное явление — переворот, ниспровержение, смерть. Техногенные катастрофы — это крупные бедствия по вине человека, возникшие из-за просчетов в проектировании сложных и опасных отраслей экономики, некомпетентности и халатности. Такие события уносят жизни большого количества людей, уничтожают производство, приносят огромный материальный ущерб странам и причиняют невосполнимый вред природе.
Человечество с начала существования стремилось преобразовать природу, создать комфортную искусственную среду обитания для своей жизни. Во второй половине ХХ века началась эпоха технического прогресса и увеличился риск рукотворных катастроф. Произошли тысячи и тысячи техногенных аварий: взрыв судна «Престиж» 13 ноября 2002 года, пожар на буровой «Пайпер Альфа» 6 июля 1988 года, разлив нефти с танкера «Эксон Вальдес» 24 марта 1989 года, авария на химкомбинате в Тулузе 21 сентября 2001 года, отравление ртутью залива Минамата в 1956 году, Большой смог из сернистого газа в Лондоне в декабре 1952 года.
С конца 1970-х годов количество таких событий увеличилось. Преобладающими стали транспортные аварии на воде. Как считают эксперты, причинами рукотворных катастроф является человеческий фактор, который сводится к трем качествам: Корысть, Глупость и Небрежность.
Крупнейшие техногенные катастрофы и их фатальные последствия:
Индия, 3 декабря 1984 года Бхопальская катастрофа — самая масштабная по числу погибших людей и загрязнения атмосферы токсичным газом за всю историю человечества. Это чрезвычайное происшествие соответствует пяти Чернобылям. С крупного завода Union Carbide по производству пестицидов в атмосферу попало 45 тонн метилизоцианата. Причина катастрофы до сих пор официально не установлена, потому что завод был американским. Все менеджеры в момент события покинули Индию на самолетах. Был просчет разработчиков бизнеса в доходности завода. К роковому результату привели постоянная экономия на технике безопасности, отсутствие защитных систем, дожигающей трубы, приборов контроля.
Бхопал, Индия, химическая авария
Люди проснулись ночью от резкого запаха и выбежали на улицу, где его пары были намного выше. От кашля и удушья они мертвыми падали прямо на землю. В первые 2 суток умерли 8 тысяч человек. Трагедия унесла жизни более 2500 человек. Общее количество пострадавших от заболеваний в течение нескольких лет оценивается в 900 000 человек.
Семь менеджеров компании Union Carbide признаны виновными в халатности. Они были приговорены к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 100 тысяч рупий (примерно 2100 $). До сих пор нет ограждения вокруг территории бывшего предприятия. И оно продолжает отравлять подземные воды Индии.
26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС (Украина, СССР). По Международной шкале ядерных событий она считается аварией 7-го уровня (самое высокое). Чернобыльская авария привела к огромным жертвам со стороны мирного населения. Радиоактивное облако двигалось по территории 19 субъектов РФ, Шотландии, Норвегии, Швеции, Исландии, Германии, Польши, Румынии, Дании. Не менее 2-х миллионов человек по официальным данным заболели онкологией, лейкемий, болезнями дыхательных путей, раком щитовидной железы и ЖКТ из-за радиации. 200 тысяч км² территории было загрязнено стронцием, цезием, йодом и плутонием.
Причиной взрыва реактора были технологические ошибки в его конструкции. При проведении планового ремонта дежурная бригада не смогла ввести графитовые стержни, чтобы снизить температуру в 4-м блоке реактора. Аварийные стержни не глушили, а неконтролируемо разгоняли его мощность. Это не вина операторов АЭС, а просчеты разработчиков проекта. Имеются предположения диверсии, локального землетрясения. До сих пор единой точки зрения на произошедшее фатальное разрушение нет.
Из Припяти и окружающих поселений жителей вывезли за 30 километров от места взрыва. Сегодня на месте аварии построены бетонные саркофаги, которые постоянно находятся под наблюдением. В ликвидации бедствия участвовали 600 тысяч человек: летчики, пожарные, солдаты-срочники. На крыше станции был зафиксирован радиационный фон 10 тысяч рентген в час. Безопасным для здоровья считается 50 микрорентген в час.
Страна не знала о катастрофе несколько дней. Люди шли на первомайскую демонстрацию, попадали под радиоактивные осадки, думая, что это снег.
Только через 10 тысяч лет эта местность будет считаться безопасной для проживания человека.
11 марта 2011 года — радиационная авария на АЭС Фукусима-1 (Япония). Если в Чернобыле главной причиной стал человеческий фактор, то в Фукусиме беду принесло цунами. После девятибалльного землетрясения на Японию обрушилось цунами (приливная волна). Ядерная установка Фукусимы не была рассчитана на такое природное явление. Она потеряла электроснабжение, без которого охлаждение реакторов с атомным топливом стало невозможным. Произошел взрыв. Огромная территория оказалась заражена радиацией, а порядка 200 тысяч жителей экстренно эвакуировали. 20 тысяч японцев погибли или пропали без вести. Выброс радиации составил 20% от выброса Чернобыльской аварии. Радиоактивные отходы до сих пор дрейфуют в Тихом океане.
Авария на АЭС Фукусима-1
Аварии на плотинах гидростанций
По своим последствиям такие катастрофы могут быть более опасными, чем аварии на АЭС.
Примеры гидродинамических аварий в мире: прорывы плотины Вайонт, дамбы святого Франциска, Глено, Баньцао, Брумадинью; плотины Саут-Форк, Мальпассе, Оровилльской; авария на Саяно-Шушенской ГЭС; наводнения жилой застройки в нижнем участке Иркутской ГЭС. Причина больших жертв — поселение людей в месте строительства ГЭС.
На севере Италии на небольшой речке Вайонт была введена в эксплуатацию гидроэлектростанция. В 1963 году после продолжительных дождей произошло сползание горного грунта. Горная масса переполнила чашу плотины ГЭС и спровоцировала сброс воды наружу.
Плотина Вайонт Италия
Страшной силы волна высотой 250 метров над гребнем плотины за 4 минуты снесла соседние деревни и была причиной гибели около 3-х тысяч человек. Виной стало неправильно выбранная площадка для строительства сооружения. В горной породе тех мест прослойками находилась глина, которая при сильном дожде потекла вместе с горой. Один из инженеров этой плотины покончил с собой через 5 лет, не выдержав моральной вины. Сооружение не было восстановлено. Оно служит свидетельством строительной тупости и недальновидности. Сейчас оно используется как туристический маршрут.
Прорыв дамбы Баньцао 8 августа 1975 года перекрыл рекорд плотины Вайонт по человеческим жертвам. В этом году в Китае бушевал тропический супертайфун Нина. Он вызвал большое наводнение в этой густонаселенной местности. Авария случилась как в «эффекте домино». Первой вода разрушила плотину выше по реке, затем дамбу Баньцао и 61 плотину ниже по течению реки.
В течение часа вода унесла жизни 26 000 человек.
Еще при строительстве сооружения были обнаружены трещины на дамбе. Были вызваны советские специалисты, которые укрепляли дополнительно металлическими балками плотину.
Кроме этого, по причине экономии вместо 12 водоспусков возвели всего 5. Также обвинили метеорологические службы в отсутствии четкого прогноза об осадках. Дамба была восстановлена в 1993 году и сейчас работает надежно.
Самой крупной катастрофой на воде в мирное время считается столкновение парома «Донья Пас» и танкера «МТ-Вектор». Это событие произошло 20 декабря 1987 в Филиппинском проливе Таблас. Кораблекрушение называют «Азиатским Титаником». Погибло 4 тысячи человек. Причиной была названа халатность.
Крушение «Донья Пас» 1987
Паром был переполнен людьми выше установленной нормы. Во время крушения, ночью, на палубе находился неопытный матрос. На судне отсутствовали радио и радар.
Танкер был неисправен, у него не было лицензии. Им управлял технически неопытный экипаж. В трюме размещалось миллион литров бензина и других нефтепродуктов.
Ночью при бушующем море они неожиданно столкнулись. Рядом находился корабль «MS Don Claudio», который кинул спасательную сеть в бушующее огнем море. Спаслись 27 человек. Более 4-х тысяч погибли. Спустя время оба судна нашли на дне. Они не разрушились и стоят вертикально на киле. Официально виновным в крушении был объявлен танкер.
Самая крупная железнодорожная катастрофа в мировой истории, случилась 26 декабря 2004 в Шри-Ланке, недалеко от деревни Пералия. Поезд «Королева моря» курсировал между городами по береговой линии моря. В некоторых местах он находился на расстоянии всего 200 метров от воды. Этот маршрут был любим туристами. О том, что возле Суматры произошло землетрясение никто, в том числе и машинист поезда, не знал.
Крушение поезда в Шри Ланке, 2004 год
В результате землетрясения в Индийском океане образовалось цунами, которое дошло до прибрежных железнодорожных путей в Шри-Ланке в тот самый момент, когда там проезжал пассажирский поезд. Поезд накрыла 7-9 метровая волна цунами; затем вторая, которая раскидала тяжелые вагоны, оторвав их друг от друга. Впоследствии их нашли с помощью авиации.
Огромный масштаб трагедии поверг в шок власти страны. Были разрушены мосты, автотрассы, железная дорога. Помощь оказывалась местными полицейскими вручную. Только через 3 суток началась государственная спасательная операция с помощью техники. В тот день погибло от 1,7 до 2 тысяч человек. Никто не знал, сколько людей было в поезде. Большая часть захлебнулась в воде, другие умерли в результате ушибов и переломов. Опознавали их по документам, найденным в одежде. Вина проектировщиков железнодорожных путей состояла в близком расположении железной дороги к морю.
Причины техногенных катастроф:
- Рост сложности технологий с большим зарядом энергии или высоким содержанием ядовитых веществ
- Отсутствие должного образования и компетенции у специалистов
- Просчеты на стадии проектирования опасного объекта
- Некачественное строительство сооружений
- Нарушение требований охраны труда, экономия
- Нахождение опасных производств близко к поселениям людей
- Отсутствие систем оповещения людей об угрозе их жизни.
Количество чрезвычайных ситуаций возрастает ежегодно в геометрической прогрессии. Рукотворные бедствия, потрясшие человечество, имеют фатальные последствия и оставили на Земле чудовищные шрамы. Человеческие промахи и ошибки являются существенной угрозой биосфере Земли, всем животным и растениям.
Не нужно думать, что рукотворные катастрофы происходят спонтанно, непредсказуемо. Со временем просматривается, что опасность была на виду. О ней не раз предупреждали.
Спасение — в преобразовании мышления общества, состоящего из отдельных индивидов. Измениться должен каждый. Стремление к наживе за счет других, улучшению качества своей жизни, уменьшению трудовых затрат, обогащению за счет природы ведет к действию Закона Кармы. По Фрейду, несчастные случаи, происходящие с людьми, не бывают случайными. Они связаны с их ментальной природой. Это способ вывести жизненные проблемы наружу.
На Земле только у человека есть свобода выбора. Люди подошли к опасному краю на пути к самоуничтожению. «Махабхарата» — древний индийский эпос, который описывает случай самоуничтожения ранее проживающего на Земле людского рода. Если потомки также перешагнули грань дозволенного в развитии своего оружия, то наше вредоносное существование скоро превратится в бесследную гибель. Нарушится равновесие в природе, чего законы Вселенной не допускают.