«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!», – А. С. Пушкин.
Музыка касается всех людей на планете Земля. Существование музыкальной гармонии, звуков и ритма в жизни людей это настоящая загадка.
История музыки
Музыка – это искусство создания художественных образов с помощью звуков. Она дана нам для облегчения жизни. Музыка связана с началом творения – все пророки были великими музыкантами. Недаром изображали их с музыкальными инструментами в руках. Шива и Кришна изображались с флейтой, Давид свое послание подал в форме музыки, Орфей очаровывал людей божественным звуком кифары.
Музыка появилась в Восточной Африке одновременно с первым человеком. Древние люди в начале эволюции передавали сигналы, эмоции, смыслы пением, тональностью и ритмами. В эпоху палеолита Homo sapiens стал уже настоящим Homo musicus.
Слово появилось позже. В своих трудах в 1871 году Ч. Дарвин высказал эту гипотезу, что было подтверждено исследованиями ученых Массачусетского технологического университета (США). Лишь 70-80 тысяч лет назад люди начали осваивать слово, постепенно вводить его в мотив. Интонации до сих пор для нас имеют огромный смысл.
Инструментов тоже было много так, что можно было собрать оркестр. Их делали из камня, дерева, костей. Различные колотушки, трубы из морских раковин или костей животных. Флейты из птичьих костей возрастом 40 тыс. лет до н.э. археологи обнаружили в пещерах Африки. Самые древние и, кстати, самые сложные в исполнении, были ударные инструменты.
Флейта из кости птицы
Египтяне называли музыку «радость» и использовали ее в культовых и бытовых обрядах. На египетских фресках изображается лечебное врачевание арфой. Есть притча, что звук трубы фараона вызывает войны.
В древней Греции математические основания музыки продемонстрировал Пифагор. Не будучи музыкантом он открыл законы гармонии, диатонический строй. Высчитал интервалы между звуками: кварту, квинту и октаву. В разработке теории он использовал монохорд – музыкальный инструмент из одной струны. Пифагор математически сравнил гармонию музыки с Вселенской гармонией планет.
Гармония в музыкальной фразе начинается и стремится к тонике. Как в планетарной системе все звезды зависят от Солнца.
Самые большие «звезды» – доминанта и субдоминанта – «уводят» мелодию, усиливают напряжение, украшают мелодию. Возникает синусоида, чередование напряжения и покоя, то, что мы интуитивно ждем от музыки – прекрасная мелодия. Большое внимание Пифагор уделял лечебному воздействию от прослушивания музыки и использовал его на практике.
В это время в греческих источниках упоминается самый огромный и самый сложный для исполнении музыкальный инструмент – орган. В нашей огромной стране насчитывается около 100 музыкантов-органистов.
В древней Индии в III веке до нашей эры ведущим направлением в музыке была импровизация с использованием масок, костюмов и жестов.
До появления нот первыми распространителями музыкальных мелодий были цыгане – выходцы из Индии. Кочующая нация заимствовала напевы, смешивала их и распространяла по всему миру. Музыка любого народа имеет цыганские, сборные со всех земель, напевы.
В период Средневековья основными музыкальными мелодиями были церковные, хоровые многоголосные партии. Играли на лютнях (струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на длинном грифе и овальным корпусом), итальянских гитарах, китарроне. виоле. Музыка была народной. Профессиональные композиторы появились в период классицизма.
Классическая (образцовая) музыка (конец ХIII – начало ХХ века). Известные композиторы: Джироламо Фрескобальди, Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах, Клаудио Монтеверди. В оркестре появились новые музыкальные инструменты: клавесин, орган, фортепиано. Создание фортепиано позволило украсить музыку интонацией: мягко (piano), так и более громко (forte). При игре на клавесине был механический звук.
В XVII веке появилась новая сложная музыкальная форма для оркестра – симфония. Выдающиеся композиторы Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт сочинили по более 40 симфоний. Блестящий скрипач – виртуоз Антонио Вивальди известен как автор цикла «Времена года».
В XIX веке выступает непревзойденный до сегодняшнего времени скрипач-виртуоз Никколо Паганини. Он играл за пределами человеческих возможностей.
Никколо Паганини
До сих пор среди скрипачей мира он на 1 месте, потому что конкурсанты не могут сыграть те произведения, которые прекрасно исполнял он. Зная себе цену, он отказывал в концертах королям, имел невероятный успех у женщин, грубил публике, поднимал цены на свои концерты. Был жаден и капризен. Но если он играл, то публика вжималась в кресла, вскакивала и кричала, чувствовала каждый звук клетками тела. Он исполнял свои произведения на двух и одной струне, при этом дирижируя оркестром. Подражал любым звукам: шуму улицы, шагам, звукам животных. После концерта по трое суток лежал в постели с температурой 39-40 градусов. Чтобы заставить чувствовать других, он сильно чувствовал сам. Всю жизнь его персона была окружена ореолом таинственности. После смерти сын маэстро полвека не мог похоронить его тело. Церковь, чье влияние было очень сильно, обвинила его в том, что он продал свою душу дьяволу.
Современная музыка: 1900 – 2020 года. Отличается появлением новых стилей и жанров. Родился джаз, смесь блюза и рэгтайма. Опера становится доступнее для всех категорий населения. Это время великих композиторов — Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Иоганнеса Брамса, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Людвига ван Бетховена, Дмитрия Шостаковича, Джузеппе Верди. Массовое изготовление пластинок, кассет, CD, айподов и плееров сделало музыку интернациональной и доступной всем.
Загадка музыки
Генри Лонгфелло (американский поэт и переводчик ХIХ века) назвал музыку универсальным языком человечества. Ни один другой способ передачи информации не может преодолеть все возможные барьеры: языковой, возрастной, национальный. В качестве слов музыки выступают ритм, темп, тональность, высота звука, лад, громкость, тембр. Музыка состоит из музыкальных звуков. Их всего 7. Удивительно то, что всего из 7 нот композиторы, любители и просто каждый человек может создать новое, уникальное произведение.
Элементарная теория музыки, где объясняется система движения звуков и гармонии, преподается в школах. Она доступна всем. Человек, желающий играть по слуху, без всякой теории, может сам научиться играть на любом инструменте. Музыканты ансамбля «Битлз» в начале своей карьеры не знали нот. Оперный певец Лучано Паваротти не имел музыкального образования. Имея голос, можно петь и аккомпанировать себе на гитаре, баяне, фортепиано. Музыка – природный несложный процесс. Для занятий музыкой ничего не нужно, кроме желания. Умение слушать музыку – такой же талант, как и сочинять ее.
Ученые пытаются ответить на вопрос: в чем суть человеческой музыкальности? Почему людям так жизненно необходима музыка? Люди учатся петь, играть на инструментах, тратят деньги на приобретение пластинок, дисков, посещают концерты? Любовь к музыке чиста. В ней нет ничего эгоистического. Музыка позволяет нам одним глазком посмотреть в непознанное. Это высший уровень информации. Поэтому столько удовольствия мы получаем от встречи с ней.
Откуда исходит звук
Самый красивый музыкальный инструмент это человеческий голос. Создатели инструментов стремились, подражать звуку голоса по частоте вибраций и звучанию. Скрипка и фортепиано наиболее близки к этому эталону. Звук голоса исходит из дыхания, которое в восточных религиях считается жизнью, праной. Без дыхания нельзя прожить ни минуты. Музыканты на кончиках пальцев передают свою эмоцию, жизненные переживания, психическую силу, прану, вызывая сопереживание у публики. Трещотки в руках тибетского ламы не обладают мелодичностью. Они относятся к ударным инструментам. Ритм действует на подсознание. Это средство такой выразительной силы, что поднимает человека к высшим планам.
Теория музыки для непосвященных людей имеет некоторые сложности. Движение звуков подчиняется определенным правилам, выработанным столетиями. Музыкальная запись стала необходимой в церковном хоре в XV веке. До этого вспомнить мелодию помогали невмы – музыкальные знаки в виде линий, запятых. В музеях находятся глиняные дощечки древних египтян и греков. Придумал ноты руководитель церковного хора, монах Гвидо Аретинский (умер в 1037 году). Он разместил небольшие квадраты на четырех горизонтальных линиях. По нотам легче было запоминать движение мелодии участникам церковного хора.
Нотный стан представляет собой систему из пяти линеек, где записывается вся музыка. Нотный текст состоит из нот. Когда знаешь ноты и их длительности, тогда можно читать музыкальную партию, как книгу.
Музыкальный ключ – знак, который стоит вначале нотного стана и показывает в какой октаве нужно играть.
Скрипичный ключ – завиток ключа – заканчивается на ноте соль первой октавы. Если смотреть на клавиши фортепиано, звуки располагаются с правой стороны инструмента.
Басовый ключ – ключ «фа». Музыканты играют в низких тонах. Завиток указывает на ноту «фа» малой октавы. Клавиши этого знака находятся на левой стороне инструмента.
Высота звука это частота колебания струны. Чем больше частота колебаний струны, тем «выше» представляется нам звук.
Лад это звукоряд, в котором есть основная первая ступень – тоника. Тональные лады это настроение музыки. Ладов очень много. Но самые стройные системы расположения звуков – мажорный и минорный. Минорный лад отражает грусть, мажорный – веселье и радость.
Темп – скорость исполнения произведения. Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые. Обозначаются они вначале произведения на итальянском языке: adagio — медленно, allegro – быстро.
Ритм – сочетание сильных и слабых долей мелодии. Когда одна нота звучит дольше другой. Для правильного восприятия нотного текста, в целях упорядочения записи ритма ноты группируют по длительности и ограничивают тактами. Это изобретение приписано гениальному композитору XVII века И.С. Баху.
Интервал – расстояние между двумя звуками. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава имеют также итальянские названия. Октава от (лат. Octava — восьмая) охватывает в общей сложности восемь нот.
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар:
- диез # — повышение на полутон;
- бемоль ♭ — понижение на полутон;
- дубль-диез x — повышение на тон;
- дубль-бемоль ♭♭ — понижение на тон.
- бекар ♮ — отказ от альтерации.
Тембр (с франц. — «отличительный знак») – специфическая окраска звука. Одна и та же мелодия, исполненная на разных инструментах или различными певцами, будет отличаться. Это такие понятия как низкий, плотный, мягкий, звонкий, хрустальный, бархатный.
Мелодия – небольшая музыкальная мысль, основной элемент музыки. Создание мелодии — одна из загадок музыки. Шостакович считал, что легче написать 10 симфоний, чем одну песню с запоминающейся мелодией. Как, например, гениальнейшая мелодия Джерома Керна «Yesterdays».
Полифония или многоголосие — одновременное ведение нескольких голосов или мелодий. Этот музыкальный эффект оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на человека. Орган – идеальный инструмент для полифонических величественных произведений.
Все перечисленные элементы, из которых складывается музыкальное произведение, подчиняются определённой логике и системе.
Музыка украшает нашу жизнь
Все люди по природе музыкальны. Среди нас немало тех, кто закончил в детские годы музыкальную школу; играют на инструменте; глубже понимают, как музыка возникает, какая она бывает; умеют ее слушать. Есть музыкально одаренные индивиды-люди с абсолютным слухом, когда они в нотах слышат разнообразный доносящийся звук. Они могут сами овладеть инструментом и выражать свои эмоции мелодиями. Если вы будете использовать только черные клавиши фортепиано, получится пентатоника, сочинять в которой можно вообще почти все что угодно, не боясь получить ужасное звучание.
Большинство людей просто любит музыку, изучали в школе на уроках лучшие песни и произведения известных композиторов. Они сейчас поют в караоке, слушают любимые мелодии, танцуют под них, мечтают, вдохновляются. Каждый человек имеет свой звук, свою ноту, на которой он говорит.
Музыка способна сделать нас счастливее
Музыка выражает то самое высокое, самое святое внутри нас, что, по сути, не имеет формы. Слушая, мы чувствуем божественную суть жизни, осознаем свое единство с Целым. Для нас открывается окошко в духовное пробуждение, связь с планетарным сознанием.
Музыка в жизни человека:
- позволяет интенсивнее работать на производстве, быстрее выздоравливать в больницах;
- улучшает внимание, память;
- снижает стресс;
- успокаивает ритм сердца;
- повышает выносливость при физических нагрузках;
- позволяет нашему мозгу работать эффективнее;
- содействует медитативным занятиям;
- оказывает мотивирующее воздействие;
- вызывает приятные воспоминания из прошлого.
Композиции Вивальди, Брамса («Колыбельная»), Шуберта («Аве Мария»), Дебюсси («Свет луны»), Бетховена (2-я часть 6-й симфонии) помогают избавиться от страха, вызывают ощущение безопасности. Музыка Моцарта помогает уменьшить частоту эпилептических припадков, улучшает функциональную деятельность мозга.
Музыка, среди прочего, содействует хорошему здоровью и самочувствию. Во время пения все наше тело резонирует и вибрирует. Благодаря легкой вибрации ткани организма расслабляются и расширяются, облегчая боль.
Слушайте то, что вам нравится. Музыкальный стиль, который вы предпочитаете, отражает ваше восприятие окружающего мира.
«Идеальная музыка — это тишина, а музыканты занимаются созданием красивой рамки вокруг этого совершенства», — Стинг.