Информация: появление и существование

«Настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей». Сенека.

Информация – основной ресурс выживания будущей цивилизации. Смысл этого понятия настолько безграничен, интуитивен, что из множества определений ни одно не является полным. В каждой отдельной науке (информатика, физика, биология, география) это понятие имеет разное смысловое содержание.

Информация – сведения (разъяснения, данные, графики) о лицах, фактах, предметах, явлениях, процессах. Информация — противоположность неопределенности.

Информация существует в виде символов, записанных на материальном носителе и являются объектом сбора, обработки, продуцирования, архивирования, передачи, транслирования.

Информацию связывают с такими философскими категориями, как материя, энергия, движение, сознание, жизнь вообще.  Научная мысль еще не подошла к глубокому осмыслению и однозначному толкованию этого понятия.

Многие ученые рассматривают информацию, как продукт человеческого сознания и высшее проявление мирового разума.

Некоторые ученые считают информацию одной из образующих сущностей мира. Пока феномен информации непредсказуем, уникален, фантастичен и не понят.

информация

События информационных революций

4 тысячи лет до нашей эры произошел первый информационный прорыв – изобретение письменности. Его результатом стало накопление и переча информации следующим поколениям. В XVI веке был изобретен книгопечатный станок. Информация стала массово доступной. В XIX веке телеграф, телефон и радио позволили оперативно передавать информацию на большие расстояния. Затем появились новые методы распространения и хранения информации – фотография, кино, телевидение, магнитные записи. Но обработку информации по-прежнему выполнял исключительно мозг человека, который имеет ограниченные природой возможности. С появлением ЭВМ и первых компьютеров в середине XX века резко увеличилась скорость обработки и передачи информации.

Исследованием информации занимаются:

Возможности информации

Самые богатые люди мира – семья Ротшильдов – в XIX веке сделали свое состояние с помощью быстрой информации. Их шпионы использовали почтовых голубей, чтобы отправить письмо об исходе битвы Наполеона при Ватерлоо. Ротшильд один в течение суток знал информацию о поражении Наполеона. В результате торгов на фоне искаженной информации о победе Наполеона, он и его агенты заработали за один день 40 миллионов фунтов стерлингов. Он скупил почти все акции британской экономики. Вот тогда и родилась фраза, которую сказал Натан Ротшильд: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Ценные сведения деловые люди во все времена умеют добывать, хранить, шифровать и делают все, чтобы к ним она поступала прежде всех.

Информация

Будущее информации

Человечество в настоящее время проходит постиндустриальную фазу развития, где основным является производство и потребление товаров и услуг.

Енэдзи Масуда – японский социолог и футуролог, Даниел Белл – американский социолог и другие ученые разработали основы грядущего информационного общества. Эта концепция является главенствующей при объяснении происходящих изменений в обществе за последние полвека. Информационное общество характеризуется такими процессами, как развитие сферы массовых коммуникаций, средств сотовой связи, глобальных и локальных компьютерных сетей; внедрение робототехники в повседневную жизнь; изменения на рынке труда, в укладе жизни людей, характере питания и общения. Поступательное движение научно-технического прогресса не остановить.

Основным средством производства и движущей силой будущего общества будет информация.

информация

Ведущей отраслью экономики станут высокопроизводительные наукоемкие отрасли, основанные на информационных технологиях.

Значительная часть работающего населения в новом обществе будет занята производством, хранением, передачей и обработкой информации. В XIX веке уже появилось много таких отраслей производства, которые почти на 100% состоят из одной информации: реклама, дизайн, программное обеспечение, логистика.

Ценностью общества будет время. Информационный подход станет решающим в трактовке самого человека, как творца и носителя информации и знания. Управлять людьми можно будет путем лишения их определенной информации.

Эта эпоха находится на стадии становления. Пока еще у ученых не сложился ее законченный и точный образ.

Россия начала входить в международное информационное пространство в 90-х годах XX века.

Российский путь развития информационной цивилизации опирается на объективный закон информационного опережения. Это предполагает:

В глобальном плане руководители государств совместно решают проблему информационного разрыва между странами на планете.

Устранение проблем информационного взаимодействия должно опережать деятельность в сферах социальной и экономической деятельности.

Виды информации:

Законодательно защищаются права таких видов общественной информации:

Информация ценная, если она:

Законы существования информации

Вся информация делится на первичную и вторичную, или входную и выходную.

Первичная (входная) информация рождается при контакте с материальными объектами и явлениями с помощью органов чувств. 90% информации мы получаем с помощью органов зрения.

Вторичная информация (выходная) получается после обработки человеком или устройством в результате исследовательской работы. Используются методы статистики, обобщения, логики, анализа. В «уплотненной» форме она поступает в виде статистического резюме, динамических тенденций и медиан, вариаций, моды.

Эти виды информации взаимно переходят и друг друга обуславливают.

Закон возникновения информации

Информация не может существовать вне взаимодействия объекта и субъекта. Если человек не проявит интереса и любопытства в исследовании объекта материального мира или явления – вторичная информация не возникнет. Сведения возникают при взаимодействии с объектом или явлением.

Закон сохранения информации

Информация является свойством всех объектов материального мира. Информация существует вне нашей воли. Никогда не возникала и никогда не исчезает. В замкнутой системе количество информации остается неизменным. Развитие останавливается.  Информация не появляется, не исчезает, только преобразуется.

Информация

Закон несохранения информации

За время жизни носителя информация должна быть скопирована, по меньшей мере, один раз.

Утрата информации может проходить по техническим, объективным и неумышленным причинам: действия вируса, удаления из-за ошибки пользователя, сбоя файловой системы. Из этого закона следует двухуровневое обращение с информацией.

Закон согласованных каналов информационного взаимодействия

Информация различных систем несравнима друг с другом, так как часто она имеет даже другую природу. Если языки у субъектов разные, то необходим интерфейс (переводчик).

Общий закон перехода информации

При передаче сообщения другому объекту информация удваивается. Второй объект информацию получает, а первый ее не теряет.  Если вы передали яблоко соседу, то сами остались ни с чем. А у соседа появился легкий перекус. При передаче информации вы свои сведения не потеряли, и сосед приобрел.

Закон перекодирования информации

Под кодированием понимается преобразование информации. Как в телефонной трубке. Звуковые волны изменяются через микрофон трубки в электрические сигналы. Этот сигнал проходит по электрическим проводам. В трубке слушающего человека происходит перекодирование электрического сигнала в звук. Модем телефона кодирует – перекодирует телефонные линии в двоичный компьютерный код (0,1) для работы с компьютером. Это делают специальные программы – конверторы, встроенные в приложения.

Закон тезауруса

Информационное взаимодействие происходит только при определенном взаимном соответствии свойств объектов. Тезаурус – аппарат интерпретации или поисковый словарь; классификатор, которым располагает система или пользователь для быстрого поиска информации.

Закон «Майевтики»

«Майевтика» (родовспоможение — греч.) – философское искусство Сократа задавать вопросы во время спора.  Движение мысли приводит к истинному раскрытию понятий. Отвечая на вопросы Сократа, собеседник приходил к новому знанию. В информационных системах происходит наращивание информации без поступления извне. Одна, правильно выстроенная информация, порождает новые сведения на основе жизненного опыта и моделирования ситуации. Чем сложнее явление или объект, тем больше о нем информации.

Закон роста информации

Количество информации, передаваемое за секунду, исчисляется в  битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах, петабайтах.… Любое, самое подробное описание предмета или явления будет неполным.

Ускорение изменений в предметном и духовном мире влечет за собой ускорение движения информации. В настоящее время информация удваивается каждые 72 часа. Это и повышение численности населения Земли, число публикаций и изобретений, производительности труда, скорости общения, движения транспортных средств, людей. Все системы увеличивают свою информацию: живая клетка, особи растительного и животного мира, города, государства. При этом количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком.

Из этого закона следуют принципы управления информацией: специализация, централизация и децентрализация. Но информационный взрыв человечеству не грозит за счет дифференциации труда по специальностям.

Ведь антропологически мозг человека за историю его существования не изменился. И воспринимать и перерабатывать информацию больше по количеству он не научился. Чем больше информации, тем больше компетенций на нижнем уровне. Тем сильнее процесс оптимизации управленческого аппарата. От количества информации зависит положение государства на мировой арене. Информационно закрытое государство находится на низком уровне развития экономики.

Закон фасцинации (от латин. fascino – зачаровывать, околдовывать).

Информация должна иметь привлекательную внешнюю форму, приковывать внимание, увлекать за собой, вызывать удивление, симпатию, даже шок. Иначе она будет просто сухой, неинтересной инструкцией. Применяются такие «приманки», как: правило «золотого сечения», принципы парадокса и метафоры, «ассиметричной симметрии», законы цветовой гармонии, написания сценарных форм, особенности диссонансных структур, разница текстур теста, вкусовых пристрастий, мастерство и артистизм показа, визуализация, гипноз. Способов великое множество. Невозможно все описать. Чем неожиданнее, новее, тем информативнее.

Закон опосредованного управления

Информация, ценная для вас, может быть опосредованно (косвенно) использована как «агент» управления вами. В качестве посредников и направляющих вашим поиском выступает реклама, хештег (текстовая метка, которая связывает серию постов, публикаций), «коммуникационная цепочка». Это целая наука.

Закон искажения информации по мере ее движения

Если информация неполная, субъект ее додумывает, строит догадки, ищет новости в других источниках. Степень усвояемости данных, практического опыта у всех разная, что ведет к искажению, как в игре «Сломанный телефон».

Эти правила являются отражением общих законов объективного мира. Они научно объясняют и ориентируют действия людей.

Влияние информации на человека

Чтобы окружающая среда глобального интернет-пространства оказывала на нас полезное действие, надо учиться с ней взаимодействовать. Не всю информацию, которую нам предоставляют, нужно воспринимать. Она может содержать манипулятивные приемы и быть опасной для здоровья. Появились термины «информационная тревожность» и «информационная усталость». Необходимые навыки эффективной деятельности в информационной сфере:

Отравление дезинформацией (ложной информацией) происходит незаметно, постепенно. Имея критический ум, можно научиться отличать хорошее от плохого. Исследуйте, анализируйте, любопытствуйте.

Полезное
Войти на сайт

Уважаемые, пользователи!
Мы почистили базу от спам-регистраций. Если у вас не получилось войти на сайт, просим зарегистрироваться повторно!

РегистрацияЗабыли пароль?
Регистрация
Важно!
Ваш доступ к материалам размещенным на сайте зависит от уровня обучения и достоверности сведений указанных при регистрации.
Генерация пароля
Регистрация