«Если человек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанет пред статуей Зевса, то он забудет обо всем тяжелом и страшном, что несет с собою человеческая жизнь» — Дион Хрисостом, греческий оратор и философ (40-120 гг. н.э.)
Статуя Зевса в Олимпии — поистине инопланетное и фантастичное творение гениального архитектора, художника, философа Фидия. Сидящий на троне блистающий золотом, Зевс высотой 12 метров поражал восприятие язычников настолько, что их человеческие проблемы казались ничтожными перед вечностью. Статуя Зевса воплощала самую суть божественного.
История возникновения статуи Зевса в Олимпии
Олимпия в древней Греции — это место поклонения олимпийским богам. Олимпия не была городом в обычном понимании этого слова. Здесь не было простого населения. Только жрецы, которые ухаживали за многочисленными храмами олимпийским богам. Эти святые места находились в сотне километров от столицы Греции Афин у подножия горы Олимп на полуострове Пелопоннес.
С 776 года до н. э. проводились самые известные спортивные Олимпийские игры как часть культа. Храм для поклонения Зевсу построили позже — между 440 и 436 гг. до н. э. Зевс (Юпитер), сын Кроноса и Реи. Властитель мира. Просить у богов помощи было каноном у язычников. На народные деньги власти заказали возведение статуи бога в храм самому известному мастеру тех времен Фидию (490-430 гг. до н.э.)
Фидий возвел свой шедевр в 425 году до н. э. Поклонялись язычники перед статуей Зевса Олимпийского в течении 9-ти веков. Зевс благословлял спортсменов во время проведения Олимпийских игр. Перед храмом выставлялись скульптуры самых титулованных спортсменов.
Признана третьим чудом света. Она находилась на территории континентальной Европы. Стояла не под открытым небом, а в храме.
Впервые автор пересмотрел образ грозного, карающего бога. Он показал величие отца богов и людей в его человечности, доброжелательности и беспристрастности. Зевс изображен пожилым, мудрым небесным отцом, исполняющим просьбы людей. Христиане поклонялись такому Богу спустя 450 лет.
Статуя была так велика, что ее размеры (от 12 до 17 метров в разных источниках) поражали зрителей. По высоте она соответствовала 4-х этажному зданию. Это был ювелирный шедевр. Статуя весьма дорогая по стоимости. Только золота было потрачено 200 кг (8 млн долларов), большое количество драгоценных камней и безумно дорогой слоновой кости.
Греческие философы считали, что созданную Фидием конструкцию небывалой красоты, повторить в будущем будет невозможно.
Создатель шедевра
Фидий (490-430 гг. до н. э.) — скульптор божественных образов, основоположник европейского искусства. Гений среди мастеров высокой классики. Его основные работы — это статуи Зевса в Олимпии и Афины Парфенос (то есть Афина Дева). Статуя Афины — богини мудрости, военной стратегии и тактики в полном вооружении — была установлена в главном храме древних в Парфеноне на вершине Акрополя. Что поражает в творчестве мастера: среди множества больших и малых фигур, выполненных Фидием за свою творческую жизнь, нет повторений в позах, морщинах лица, даже в складках одежды.
Греческий архитектор Фидий
По мифам, после завершения всех работ над статуей Фидий в молитве спросил у своего творения: «Ты доволен, Зевс?». Молниеносно прогремел гром и раскололся пол у ног статуи. Впоследствии в этом месте установили чашу. В работе над памятником участвовали его брат и ученик, плотники, резчики по кости, ремесленники различных профессий, ювелиры.
Судьба мастера Фидия неизвестна. Несколько раз его обвиняли в растрате золота и драгоценных камней. Ему приходилось доказывать свою невиновность. Благодарные греки собирали деньги на выкуп его из тюрьмы. Есть версия, что спустя 6 лет после создания статуи Зевса он был забыт и влачил бедное существование.
Как выглядела статуя?
По описаниям путешественников, древних историков, по изображениям на денежных монетах современные люди имеют представление как выглядело чудо света Древнего мира. На золотом троне сидел полуобнаженный Зевс — царь богов, повелитель Земли. На кудрявой голове сверкал золотой лавровый венок.
До самых ступней в золотых сандалиях спускалась позолоченная мантия из мрамора, украшенная мифическими видами зверей и цветами лилий. В правой руке Зевс держал, покрытую золотом, статуэтку богини Победы Ники. Левой рукой сжимал символ власти — державный жезл с сидящим на нем орлом с раскрытыми крыльями. Рядом сидел беркут размером до поясницы скульптуры. Памятник упирался головой в потолок величественного храма. Трон стоял на постаменте размером 6,5х9,5 метров. Изображения на пьедестале отражали историю богов Олимпа. Это 173 кованые фигуры львов, ангелов, героев греческих мифов, атлетов спортивных соревнований.
Скульптура была изготовлена из дерева, драгоценных камней, золота и слоновой кости. Эта техника, когда мастер ваяет вначале деревянную статую, потом прикрепляет к открытым частям фигуры пластины из слоновой кости и золота, называется хрисоэлефантинная (от греч. chrysoì s — золото и eleì phas – слоновая кость). Стыки между частями незаметны. Памятник кажется единым изваянием. Это очень тонкая работа ювелиров.
12 лет создавал Фидий свой шедевр. Перед этим год он обдумывал образ скульптуры. Автор был очень требователен к материалам. Особенно к слоновой кости. Она должна была быть со светло-розовым отливом, чтобы Зевс выглядел как живой человек.
Открытие статуи
Фидий работал не в храме Зевса, а в 80 метрах от него. Там воссоздали помещение, по размерам схожее с храмом. Работы велись скрытно. Посетители в мастерскую не допускались. По мере готовности отдельных элементов их переносили и скрепляли в храме. Фидий продумывал все, чтобы его творение стало выразительным образом главного бога. Перед статуей Фидий придумал расположить небольшой резервуар, в который влили масло оливы. Им ежедневно протирали слоновую кость и при открытой 10-ти метровой двери храма оно блистало солнечным светом.
В 435 году до н. э. состоялось открытие памятника для публики. На грандиозное событие собрались высокопоставленные особы, жрецы. Сам скульптор находился на ступенях святилища и от туда, никем не видимый, наслаждался магнетическим эффектом воздействия своего творения на людей. Первое впечатление было поразительным. Людей изумили не размер статуи, не высочайшее мастерство ее исполнения, не блеск и сияние, а одухотворенность божественного образа Зевса, его человечность с олимпийским спокойствием на лице.
Фидий все рассчитал, как режиссер и дизайнер. Дорогая пурпурная ширма из шерсти опускалась сверху вниз, и Бог появлялся постепенно. Сквозь мраморный потолок храма струился золотистый свет солнца. Голова и плечи статуи сверкали. Глаза Зевса размером с огромный кулак сияли драгоценными камнями. Окон в храме не было. Свет из дверей попадал в емкость с маслом и давал отблеск от скульптуры. Казалось, что божья благодать струей света исходит к людям. Зрелище произвело настоящий фурор. Бог не устрашал. Он давал облегчение всем, кто видел его. Греки считали несчастными тех людей, кто не посетил статую Зевса Олимпийского.
Как разрушили статую Зевса Олимпийского?
Девять веков украшала статуя храм Зевса. В 391 году началось внедрение христианства. Император Феодосий I приказал закрыть святилища. Был введен полный запрет на их посещение, отменены олимпийские игры. Скульптуру начали постепенно разворовывать мародеры.
Существует летопись римского историка Суетония о том, как император Рима Калигула, возвеличивая свою личность, приказал перевезти статую в столицу и голову Зевса заменить на свою. Построили строительные леса, приготовили на рейде корабли для перевозки. Но статуя внезапно громыхнула смехом так, что рухнули строительные леса и рассыпались в разные стороны рабочие. Тут же появился человек по имени Кассий, объявивший, что он услышал голос, приказавший ему принести в жертву Зевсу быка. Памятник Зевсу был настолько святой, что не терпел высокомерия по отношению к богу. Калигула вскоре был убит. Строительные леса разрушились, корабли сгорели.
По мнению историков в 363 году статую перевезли в Константинополь для ее сохранности. Она находилась в частном христианском храме. Но вскоре в V веке она сгорела во время пожара вместе с храмом.
Руины мастерской Фидия
В XIX веке археологи во время раскопок обнаружили мастерскую Фидия. Ее нашли по осколкам образцов статуэток, формам для отлива гравюр, остаткам скульптурного материала. Был даже найден бассейн для оливкового масла. Сейчас все эти находки выставляются в музеях Лувра. На месте святилища Зевса располагается один из самых значительных музеев Греции археологический комплекс, где размещена картина с изображением статуи Зевса в Олимпии.
В честь Фидия, применявшего в своих работах правило «золотого сечения», в мировой науке принято обозначать принцип гармонии заглавной греческой буквой «Ф» (фи).
Фидиев Зевс оставил потомкам загадку: как человек без «умных» инструментов, сложных нанотехнологий смог создать статую, которая стала третьим чудом света? Сейчас такие работы вручную повторить невозможно. Ее эмоциональное воздействие на людей сыграло огромную роль в пропаганде произведений искусства. Образ Зевса, наделенный в скульптуре невероятными магнетическими свойствами, жив до сих пор. Слава статуи Зевса в Олимпии 2,5 века будоражит чувства потомков, пробуждает желание увидеть ее, чтобы почувствовать божественную благодать.