Как и во многих других религиях, праздники в язычестве тесно соприкасались с природными явлениями: лунный цикл, астрономический солнечный год, дни весеннего и осеннего равноденствия, летнее и зимнее солнцестояние. Это связано с тем, что наши предки уважительно относились к природе и земле, всячески почитали их, считали себя единым целым с ними. Филологи считают, что сам термин «язычество» произошел от древнего слова «яжичество», смысл которого в почтении рода, кровных уз и всего сущего.
Несмотря на то, что от язычества нас отделяют сотни лет, в наши дни многие праздники верующих пересекаются с верой язычников, их идеалами, традициями, верой.
Славянские язычники обожествляли Солнце, считая, что оно является основополагающим в возникновении жизни. Все значимые народные гуляния проводились в дни, характеризующие особое положение светила на небе. Тщательно отслеживая перемещения Солнца и примечания события солнечного календаря, они исчисляли года не неделями и не днями. Год условно разделялся на четыре периода между главными праздниками их жизни: это дни солнцестояния зимой и летом, а также дни равноденствия, отмечаемые весной и осенью.
Праздник Купалы
Самые первый весенний праздник – день равноденствия, который язычники называли Комоедица (у православных – Масленица). Летом, в день летнего солнцестояния, народ праздновал День Купайлы (Купалы). Осенний праздник получил имя Вересень. Зимой приходила Коляда – Солнцеворот. Одним из самых значимых праздников в язычестве была Коляда. Она была ознаменована перерождением и непременным возрождением Божества, которому они поклонялись.
В эти дни люди собирались вместе, устраивали веселые народные гулянья с песнями, угощениями, плясками. Зажигали обрядовые костры, которые отпугивали нечистую силу, сжигали в нем старые вещи для избавления от прошлого, читали заговоры, проводили различные обряды, гадали. Считалось, что сбор людей в магическую ночь привлекает предков для противостояния злым силам.
Ночь Йоля с 31 декабря на 1 января язычники считали волшебной. Именно в эту ночь к детям приходил языческий Дед Мороз, который помогал уберечь землю от замерзания и способствовал хорошему урожаю в новом году.
Поклоняясь Солнцу, язычники, тем не менее, демонстрировали привязанность значимых событий к лунному циклу, а точнее к его началу – новолунию. Фактически не имея календаря таким, каким мы знаем его сегодня, они прекрасно ориентировались по Луне, используя ее для определения праздничных дней.