«Как ветер не может поколебать скалу, так и видимые формы, звуки, запахи, вкусы и телесные ощущения не могут поколебать того, у кого нет к ним ни влечения, ни отвращения. Обретя освобождение, его ум непоколебим», — Будда Шакьямуни или просто Будда — духовный наставник, (VI-V век до н. э.), создатель и основная личность буддизма.
Личность и нирвана — эти два понятия в буддизме имеют различный смысл. Они связаны с учением об анатте («не-я») — идеи о несуществовании «я» (атман), «самости» человека или его души (джива).
Личность — неразрывная цепь состояний, любое из которых зависит от предыдущих обстоятельств и, в ответ, вызывает новый момент. В буддизме личность — множество закономерно обусловленных, постоянно изменяющихся дхарм.
Войти в нирвану означает стремление приобщиться к Абсолюту и погрузиться в состояние отрешенности, безмятежного счастья. Это единственный путь вырваться из цепи реинкарнаций.

Личность как автономная система проделывает работу самотрансформации, нацеленную на спасение. Будда считал, что освобождение случается не извне, а происходит исключительно внутри индивида. Он может добиться его своими стараниями, если сознательно изменит себя.
Нирвана — что это такое
«Нирвана» в переводе с санскрита обозначает «угасание», «неволнение», высвобождение от переживаний (духкха), перевоплощений (сансара) и действия кармических законов. В процессе утихания и исчезновения беспокойства ума («вритти») достигается состояние нирваны, глубинного покоя.
Этимология термина «нирвана» взаимосвязана с системой образов, основной из которых — огонь, как символ пороков человека (неприязни и желания).
Нирвана (ниббана) в индийских религиях по-разному трактуется в зависимости от контекста:
- Идеальная невозмутимость разума
- Абсолютное просветление
- Воссоединение с Всевышним
- Состояние покоя и благодати, когда человеку открывается новая реальность и восприятие жизни
- Полное освобождение от мучений, разногласий, страстей, мирской суеты, зависимостей
- Независимость от материального благополучия
- Конечная цель, к которой стремится любая душа.
Человеку, достигшему подлинной нирваны, безразличны земные ценности, удовольствия, чувства. Он полностью очистил накопленную карму от омрачений или находится вне ее воздействия.

Нирвана в буддизме
Нирвана в буддизме — не какая-то условная доктрина. Это весьма конкретная задача для буддистов с целью освобождения от мук и достижения просветления.
Согласно восточной философии мозг человека поражен тремя «ядами» — невежеством, раздражением и пристрастием. Высшее блаженство настанет, когда от них освобождаются. Тогда исчезает их влияние на индивида, его действия и судьбу. Закончатся мучения, так как будут исключены эти три ключевых источника.
Личность и нирвана
Личность — абсолютно детерминированный процесс, текущее состояние которого в то же время служит одномоментным отражением прошлого, настоящего и будущего. Цельность человека основывается на причинно-следственной связи, включающей все этапы ее становления.
Будда считал единственным спасением человека остановить процесс перерождений — достижение нирваны.
Сансара — это цикл реинкарнаций, процесс продолжения жизни в виде перевоплощений, который является порой неприятным, поскольку осуществляется в различных мирах и сферах. В зависимости от кармы индивид может родиться в раю или аду, негодяем или джентльменом, существом в животном или человеческом облике.
Существует 3 аспекта нирваны:
- Познавательный
Погрузиться в нирвану невозможно без очищения ума, которое предполагает освобождение от иллюзии, что мы существуем как индивидуальность. На земле нет сущностей и объектов. Есть только подвижность, процесс.
- Эмоциональный
Человек не может реально управлять своим телом и рассудком, потому что они полностью не подчиняются ему. Если тело парализовало, то нельзя пошевелить ни руками, ни ногами. Так же и с разумом. При желании перестать думать, этого не получится сделать. Различные мысли наполнят мозг даже без нашего участия. Это свидетельствует о том, что нам ничего не принадлежит. Если это осознать, мысль «я есть» прерывается, тревоги и опасения теряют источник и наступает спокойствие рассудка.
- Активный
Ум — это обычная физиологическая реакция на активизацию. Она бывает эмоциональной, когда поводом к поступку является раздражение, тревога, влечение. Чтобы исключить эмоциональное реагирование, надо сохранять состояние благодати — спокойного, неподвижного ума. В этом случае действие будет не реакцией, а разумным, взвешенным, невозмутимым ответом.
Концепцию полного освобождения (нирваны) Будда изложил в проповеди о «Четырех благородных истинах» и раскрыл практические наставления к этому: Восьмеричный Путь — четвертая благородная истина (марга).

Восьмеричный путь или как достичь нирваны
Восьмеричный — срединный путь, указанный Буддой к пробуждению и нирване; спасению от колеса реинкарнаций, ограниченного кармой. Это набор практик, которые следует выполнять вместе как единое целое.
Догма о восьмеричном пути отражает принцип выявления середины между душой и плотью, астральным и материальным миром, аскезой и наслаждением. Для этого не надо впадать в крайности.
Восьмеричный Путь имеет 8 правил, каждое из которых содержит слово «самьяк», что в переводе с диалекта пали означает «совершенный», «правильный»:
- Правильное мировоззрение — стадия начального духовного просветления, истинного понимания действительности
- Правильное намерение — желание действовать с благим посылом, не причиняя вреда. Осознанное преодоление отрицательных эмоций (беспощадности, гнева, похотливости) во благо положительных качеств (верности, любви, милосердия, безмятежности)
- Правильная речь содействует взаимопониманию, единству, достигая своего апогея в молчании. Это искренность, полезность, доброжелательность. Отказ от пустословия, лжи, грубости, оскорблений. Речь должна отражать то, кем человек является на самом деле на физическом и духовном плане
- Правильные деяния — значит действовать всегда из наилучших побуждений. Полностью погружаться в работу, проникать в самую ее суть, отдавая максимум энергии, старания и усердия. Если действо выполнено в соответствии с теорией, то индивид воспринимает его в форме целостного деяния. Таким образом возникает ощущение удовлетворения совершенными поступками
- Правильный образ жизни — это в первую очередь способ заработка. Будда советовал отказываться от занятий, способных нанести вред иным живым организмам: сбыт вредных веществ, мяса, оружия. Зарабатывать на скромное существование, посвящая свободное время самосовершенствованию, популяризации знаний и духовному развитию
- Правильное усердие — это постоянная работа над собой, максимальная концентрация своих ресурсов для активизации самосознания, спокойствия, умиротворенности. Надо предотвращать и исключать негативное мышление, повышать и поддерживать благие мысли
- Правильная осознанность — желание быть внимательным к своему телу, рассудку, переживаниям, ментальным качествам, бессознательным действиям вроде движений тела или дыхания. Это верное памятование, отсутствие отвлечений, бдительность
- Правильное сосредоточение — это использование специальных приемов для погружения в сознание и преодоления его, достижения состояния однонаправленности ума, его концентрации на отдельном ощущении или объекте. Это апофеоз переходного процесса от непросветленного уровня к просветленному, полное наполнение ясным восприятием.
Восьмеричный путь — это комплексный непрерывный процесс, в котором все ступени взаимозависимы. Будда считал, что освободившимся от трех ядов не страшна смерть и то, что за ней.

Виды нирваны
Нирвана — одно из самых сложных терминов в буддизме. Четкой формулировки этому понятию не дал даже выдающийся создатель этого учения Будда Шакьямуни.
Поэтому различают такие типы нирваны:
Ментальная — мимолетное ощущение невероятного покоя и озарения
Жизненная — уровень прозрения, реализованный при жизни и прерывающий круг кармических перерождений
Вечная — степень абсолютного блаженства, достигаемая после физической смерти, когда людей не волнует мирское.
Кроме того выделяется нирвана:
- «С остатком» — уровень, когда практик уже освободился от трех ядов, но еще пребывает в теле
- «Без остатка» — реализуется после кончины и ухода из тела.
Чтобы добиться ниббаны, надо:
- Научиться жить здесь и в эту минуту
- Отстраняться от размышлений и зависимостей окружающего мира
- Перейти на новый уровень, где нет тревоги и волнения.
Возможно ли живым созданиям впасть в нирвану? Четкого ответа нет. Считают, что эта стезя для всякого человека длительная и продолжается огромное количество перевоплощений, пока не обнулится карма.
Современным людям доступнее оказывается нирвана с остатком. Здесь подразумевается духовное продвижение и устойчивое желание к саморазвитию. Параллельно решаются привычные задачи: надо учиться, работать, строить отношения, взаимодействовать с людьми.
Однако можно дойти не только до ниббаны с остатком, но и пройти глубже. Для этого не надо жить затворником, скрываться в убежище. Учение о нирване не предусматривает абсолютную отрешенность от мира. Освобождение от привязанностей; конфликтных ситуаций, приносящих муки и терзания — путь к просветлению.
Искать гармонию с миром; пересмотреть позиции на досадные моменты; понять, что все возникающие ситуации — проработка кармических узлов. Не только благополучие, но и несчастье ведет к росту. Таким образом очищается душа.
Нирвана — вершина стремлений человека при жизни. Но ее не следует путать с кратковременным состоянием душевного подъема — эйфорией. Следует достичь вечного успокоения и безмятежности. Это возможно только при высоком духовном уровне.
Сегодня сделать это значительно тяжелее, чем в былые времена. Прежде всего надо попасть в ниббану с остатком. Затем зафиксировать эту ступень до устойчивой. После этого добиваться наивысшей степени полного просветления.
Не допускать неприятных переживаний, неприятностей в социуме буддистам и космоэнергетам помогают различные практики, упражнения, медитации.