Личность и нирвана

«Как ветер не может поколебать скалу, так и видимые формы, звуки, запахи, вкусы и телесные ощущения не могут поколебать того, у кого нет к ним ни влечения, ни отвращения. Обретя освобождение, его ум непоколебим», — Будда Шакьямуни или просто Будда — духовный наставник, (VI-V век до н. э.), создатель и основная личность буддизма.

Личность и нирвана — эти два понятия в буддизме имеют различный смысл. Они связаны с учением об анатте («не-я») — идеи о несуществовании «я» (атман), «самости» человека или его души (джива).

Личность — неразрывная цепь состояний, любое из которых зависит от предыдущих обстоятельств и, в ответ, вызывает новый момент. В буддизме личность — множество закономерно обусловленных, постоянно изменяющихся дхарм.

Войти в нирвану означает стремление приобщиться к Абсолюту и погрузиться в состояние отрешенности, безмятежного счастья. Это единственный путь вырваться из цепи реинкарнаций.

низшие миры

Личность как автономная система проделывает работу самотрансформации, нацеленную на спасение. Будда считал, что освобождение случается не извне, а происходит исключительно внутри индивида. Он может добиться его своими стараниями, если сознательно изменит себя.

Нирвана — что это такое

«Нирвана» в переводе с санскрита обозначает «угасание», «неволнение», высвобождение от переживаний (духкха), перевоплощений (сансара) и действия кармических законов. В процессе утихания и исчезновения беспокойства ума («вритти») достигается состояние нирваны, глубинного покоя.

Этимология термина «нирвана» взаимосвязана с системой образов, основной из которых — огонь, как символ пороков человека (неприязни и желания).

Нирвана (ниббана) в индийских религиях по-разному трактуется в зависимости от контекста:

Человеку, достигшему подлинной нирваны, безразличны земные ценности, удовольствия, чувства. Он полностью очистил накопленную карму от омрачений или находится вне ее воздействия.

управление приборами

Нирвана в буддизме

Нирвана в буддизме — не какая-то условная доктрина. Это весьма конкретная задача для буддистов с целью освобождения от мук и достижения просветления.

Согласно восточной философии мозг человека поражен тремя «ядами» — невежеством, раздражением и пристрастием. Высшее блаженство настанет, когда от них освобождаются. Тогда исчезает их влияние на индивида, его действия и судьбу. Закончатся мучения, так как будут исключены эти три ключевых источника.

Личность и нирвана

Личность — абсолютно детерминированный процесс, текущее состояние которого в то же время служит одномоментным отражением прошлого, настоящего и будущего. Цельность человека основывается на причинно-следственной связи, включающей все этапы ее становления.

Будда считал единственным спасением человека остановить процесс перерождений — достижение нирваны.

Сансара — это цикл реинкарнаций, процесс продолжения жизни в виде перевоплощений, который является порой неприятным, поскольку осуществляется в различных мирах и сферах. В зависимости от кармы индивид может родиться в раю или аду, негодяем или джентльменом, существом в животном или человеческом облике.

Существует 3 аспекта нирваны:

Погрузиться в нирвану невозможно без очищения ума, которое предполагает освобождение от иллюзии, что мы существуем как индивидуальность. На земле нет сущностей и объектов. Есть только подвижность, процесс.

Человек не может реально управлять своим телом и рассудком, потому что они полностью не подчиняются ему. Если тело парализовало, то нельзя пошевелить ни руками, ни ногами. Так же и с разумом. При желании перестать думать, этого не получится сделать. Различные мысли наполнят мозг даже без нашего участия. Это свидетельствует о том, что нам ничего не принадлежит. Если это осознать, мысль «я есть» прерывается, тревоги и опасения теряют источник и наступает спокойствие рассудка.

Ум — это обычная физиологическая реакция на активизацию. Она бывает эмоциональной, когда поводом к поступку является раздражение, тревога, влечение. Чтобы исключить эмоциональное реагирование, надо сохранять состояние благодати — спокойного, неподвижного ума. В этом случае действие будет не реакцией, а разумным, взвешенным, невозмутимым ответом.

Концепцию полного освобождения (нирваны) Будда изложил в проповеди о «Четырех благородных истинах» и раскрыл практические наставления к этому: Восьмеричный Путь — четвертая благородная истина (марга).

Колесо Дхармы

Восьмеричный путь или как достичь нирваны

Восьмеричный — срединный путь, указанный Буддой к пробуждению и нирване; спасению от колеса реинкарнаций, ограниченного кармой. Это набор практик, которые следует выполнять вместе как единое целое.

Догма о восьмеричном пути отражает принцип выявления середины между душой и плотью, астральным и материальным миром, аскезой и наслаждением. Для этого не надо впадать в крайности.

Восьмеричный Путь имеет 8 правил, каждое из которых содержит слово «самьяк», что в переводе с диалекта пали означает «совершенный», «правильный»:

Восьмеричный путь — это комплексный непрерывный процесс, в котором все ступени взаимозависимы. Будда считал, что освободившимся от трех ядов не страшна смерть и то, что за ней.

путь будды

Виды нирваны

Нирвана — одно из самых сложных терминов в буддизме. Четкой формулировки этому понятию не дал даже выдающийся создатель этого учения Будда Шакьямуни.

Поэтому различают такие типы нирваны:

Ментальная — мимолетное ощущение невероятного покоя и озарения

Жизненная — уровень прозрения, реализованный при жизни и прерывающий круг кармических перерождений

Вечная — степень абсолютного блаженства, достигаемая после физической смерти, когда людей не волнует мирское.

Кроме того выделяется нирвана:

Чтобы добиться ниббаны, надо:

Возможно ли живым созданиям впасть в нирвану? Четкого ответа нет. Считают, что эта стезя для всякого человека длительная и продолжается огромное количество перевоплощений, пока не обнулится карма.

Современным людям доступнее оказывается нирвана с остатком. Здесь подразумевается духовное продвижение и устойчивое желание к саморазвитию. Параллельно решаются привычные задачи: надо учиться, работать, строить отношения, взаимодействовать с людьми.

Однако можно дойти не только до ниббаны с остатком, но и пройти глубже. Для этого не надо жить затворником, скрываться в убежище. Учение о нирване не предусматривает абсолютную отрешенность от мира. Освобождение от привязанностей; конфликтных ситуаций, приносящих муки и терзания — путь к просветлению.

Искать гармонию с миром; пересмотреть позиции на досадные моменты; понять, что все возникающие ситуации — проработка кармических узлов. Не только благополучие, но и несчастье ведет к росту. Таким образом очищается душа.

Нирвана — вершина стремлений человека при жизни. Но ее не следует путать с кратковременным состоянием душевного подъема — эйфорией. Следует достичь вечного успокоения и безмятежности. Это возможно только при высоком духовном уровне.

Сегодня сделать это значительно тяжелее, чем в былые времена. Прежде всего надо попасть в ниббану с остатком. Затем зафиксировать эту ступень до устойчивой. После этого добиваться наивысшей степени полного просветления.

Не допускать неприятных переживаний, неприятностей в социуме буддистам и космоэнергетам помогают различные практики, упражнения, медитации.

Полезное
Войти на сайт

Уважаемые, пользователи!
Мы почистили базу от спам-регистраций. Если у вас не получилось войти на сайт, просим зарегистрироваться повторно!

РегистрацияЗабыли пароль?
Регистрация
Важно!
Ваш доступ к материалам размещенным на сайте зависит от уровня обучения и достоверности сведений указанных при регистрации.
Генерация пароля
Регистрация