






«Прошлое уже ушло, будущего еще нет. У тебя есть только этот момент», — Будда Шакьямуни.
Кшаникавада — учение о мгновенности существующего, основополагающее звено в философии раннего буддизма. Эта доктрина объясняет жизнь как поток сознания, состоящий из цепи одинаковых, неуловимых по времени частиц — дхарм.
Кшаникавада — учение о мгновенности
Кшаникавада — санскритский термин. «Кшана» — «мгновение», которое по продолжительности составляет около семи миллисекунд — щелчок пальцев; вада — «доктрина». Рассуждения о мгновенности бытия появились в буддистских текстах сарвастивады во II веке н. э. Оно последовательно вытекает из доктрины непостоянства (анитья). Причем всеобщую изменчивость буддисты понимают не как совершенствование или трансформацию личности, а как смерть и рождение в каждое мгновение новой личности или явления.
Любое существование имеет природу мгновения. Жизнь живого существа состоит из появляющихся и моментально исчезающих комбинаций элементов бытия — дхарм. Это похоже на смену стекляшек в калейдоскопе. Следующий поворот игрушки и возникает другой узор цветных вариаций.
Новая комбинация вытекает из предыдущей по законам кармы и причинно-зависимого происхождения (пратитья-самутпада). Сменяемость происходит быстро и создается иллюзия реальной жизни. Следовательно, ежемгновенно возникает другая сущность, обусловленная предыдущей. Личность умирает и рождается вновь в следующем мгновении (кшане) в уже новом мире.
Уникальная сущность, уникальный мир существует лишь на протяжении кшаны. Длительность кшан по предположению йогинов, которые могут ее наблюдать, составляет 1/75 секунды или одну биллионную часть сверкания молнии. Поток сознания сводит такие мгновения реальности в единую цепь.
Дхарма — то, что удерживает в бытие
Окружающий мир и его обитатели состоят из комбинаций дхарм. Дхарма (санскр. «держатель», «носитель») — неделимый элемент психофизического опыта, элементарная частица бытия. Дхарма проявляется только на одну кшану. На смену возникает уже совершенно иной поток неуловимых чувствами психических элементов.
Интервал их смены в сознании происходит настолько быстро, что его невозможно наблюдать органами чувств. По этой цепочке передается энергия, которая и образует связь между дхармами.
Все обусловленные явления в мироздании являются временными и находятся в процессе постоянного преобразования и разрушения. Все психофизические процессы живого существа появляются и бесследно исчезают в мгновение и поэтому предполагают страдание (дуккха). Философия буддизма видит выход из страдания в устранении желания.
Основные принципы учения кшаникавада:
Психотехники для осознания мгновенности бытия:
Вихара-практика погружения в медитацию и сосредоточение на предмете внимания. Полная осознанность поведения: в сидячей позе осознать себя сидящим, питаясь — питающимся, двигаясь — идущим. Причем это тотальное осмысление предполагает прочувствованное понимание идеи мгновенности: это я делаю «здесь и теперь». Этот момент есть единственно реально существующее время для того, чтобы ощутить свою личность.
Практика развития ум-манаса (внутренний ум) состоит из упражнения припоминания, которое связывает прошедшее и настоящее время; исследует и обрабатывает информацию от всех органов чувств, создает впечатление постоянства жизни индивида и формирует ее память о прошлом.
Трансформационная практика «випассана» — «проникновенное видение» — позволяет уяснить, что в каждый возникающий элемент бытия человек рождается и умирает. Одна из главных задач этой психотехники — научиться чувствовать жизнь в любой клеточке своего тела. Современные практики-йогины предлагают на 10 дней выйти из социальных сетей, отключить интернет и телефон. Наблюдать свое дыхание и отключить внутренний диалог. Пресекать все возникающие мысли. Блуждающее сознание направлять на «правильное» мышление. Стараться думать о том, что не существует никакого внешнего мира или объектов помимо сознания. Постепенно на 5-6 день практикующий может безоценочно созерцать, слушать, чувствовать окружающий мир. Цель техники — успокоить волнение дхарм сознания.
Восприятие реальности по кшаникаваде
Кшаникавада является одним из базовых положений буддизма. Согласно учению кшаникавады нужно воспринимать реальный мир одномоментно. Человек не может осознавать настоящий миг, потому что он так мал во времени, что сразу же становится прошлым. Будущий не наступил, прошлый уже позади, а момент «теперь» находится за пределами наших возможностей восприятия, его не уловить. Пребывание человека в настоящем представляется призрачным и несуществующим. Реально есть лишь мгновение настоящего, ощущаемое органами чувств.
Этому миру непрерывной череды рождений-смертей противопоставляется нирвана — состояние покоя в буддизме, истинной любви, милосердия, высшее внеличностное бытие.
Понимание учения о мгновенности бытия — это поиск истинного себя во имя спасения от страдания. Живое существо — не воплощенная душа, а беспрерывное циркулирование элементов бытия — дхарм.
Духовное делание открывает для человека возможность обретения состояния нирваны в этой жизни, «в одном теле». Цель его усилий — успокоить волнение дхарм сознания и тем самым обрести Знание, чистый недвойственный гносис.
Уважаемые, пользователи!Мы почистили базу от спам-регистраций. Если у вас не получилось войти на сайт, просим зарегистрироваться повторно!