Институт инициации в различных религиозных традициях

«В отношении к детям, в их воспитании взрослые вынуждены быть предельно точны и требовательны. Иначе мир пойдет не туда. Именно этим вызваны ужасающие нас строгости и жестокость при инициациях. Крошечная ошибка при воспитании со временем поведет к накоплению чужих качеств, и вместо человека ты приведешь в этот мир нечто страшное, имя которому — чужой!..», — этнопсихолог Алексей Андреев.

Институт инициации («initiation» — «посвящение», лат.) в различных религиозных традициях состоит из ритуалов — красивых, торжественных, наполненных смыслом и надеждой на новое возрождение. Наша психика не воспринимает слова. Эмоциональные образы, трудные испытания записываются в подсознательной памяти навсегда. Коренным образом, бесповоротно меняют духовную составляющую человека. С течением времени символика и мистерии меняются, но все так же обряды посвящения актуальны для человека.

Жизнь — процесс личностного изменения

Планирование беременности, вынашивание ребенка в утробе матери, его рождение и возрастные изменения в ходе жизни во все времена были под контролем старшего поколения. Воспитание своей смены требовало обрядов. Обряд инициации это способ преодоления кризиса в процессе развития личности. Это закрепленный на уровне подсознания переход неофита (νέος — «новый» и φυτόν — «растение») «новонасажденного» человека на новый духовный уровень, принятие его в группу.

инициации

В современном мире имеются такие формы инициации: рождение, крещение, посвящение в первоклассники, вручение паспорта, школьный выпускной, проводы в армию, воинская присяга, свадьба, ступени карьерной лестницы, проводы на пенсию, похороны. Затем круг повторяют наши дети, поддерживая традиции.

Человек рождается трижды

Структура инициаций имеет множество сценариев и вариантов, исходя из традиций места проживания:

В религии — это обряд принятия религиозного мировоззрения.

В монастырской жизни — повышение сана.

В шаманизме — инициация расчленения.

В магических орденах — степени и градусы.

Во дворянстве — титулы.

В обычной жизни — воинские звания, докторские степени, звания народных артистов, деятелей искусств.

Во взрослении — переход от детства к юности, далее молодость, зрелость, старость.

институт инициации

Принять инициацию необходимо строго вовремя и осознанно, чтобы не было патологии в сознании растущего человека: инфантилизм, социальная пассивность, безответственность, отсутствие целей, стремлений, суицид.

Первобытные обряды инициации подростков

Это были традиционные обряды перехода человека между жизненными этапами, которым несколько тысячелетий. Их метафизический смысл описан в сказках «Морозко», «Снегурочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Крошечка-Хаврошечка». В древних обществах, где еще не была потеряна связь с природой, проводили инициации, в ходе которых мгновенно менялась психология ребенка. Роль человека в первобытном обществе была очень высока. Это не выживающие бедолаги в поисках кореньев и охоты на диких животных. Их жизнь была трудной. Но такой исключительной роли в истории человечества не было ни у одного из следующих поколений.

Действие племени и отдельных его членов подчинялось распорядку и правилам, установленным законами природы. Подношения Богам производилось по существующему в племени мифу сотворения мира. В процессе ритуала в подсознании личности закреплялись образы внутреннего преобразования и перерождения личностного «я». Неофит должен был пройти полосу испытаний, доказать, что он готов к взрослой роли. Подготовка к испытаниям занимала все его время. Взрослеющий подросток обязан был понять, что теперь он не ребенок, а добытчик и защитник.

институт инициации

При провале испытаний подростки оставались бесправными по основным вопросам. Например, не могли заводить семьи и оставлять потомство. Этого требовали жестокие времена жизни в природе. Такие обряды проходили трудно физически.

Композиционная структура обряда начиналась так: по достижении возраста всех подростков забирали из семей. Мальчиков уводили в лес, джунгли. Девочек также изолировали от племени и обучали ремеслу: ткачеству, вязанию, деторождению, искусству любви. Символизм необычного места, трудности постижения нового опыта были сравнимы с первоначальным хаосом рождения. Происходил осмысленный цикл умирания «ребенка» и рождения взрослого человека.

В это время с ними занимались шаманы, колдуны, жрецы — люди, которые пережили особый духовный опыт. Звук трещоток во время действия извещал о присутствии Духа, поддерживающего жизнь племени.

Первым этапом являлось умерщвление «ветхого» человека, переживание посвятительной смерти. Молодые люди подвергались сложным и опасным физическим испытанием. Порой они находились на грани смерти. Обряд отличался жестокостью: сбрасывали со скалы, поднимали вверх за волосы, вырывали зубы, отрубали пальцы, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, делали татуировки, лишали сна. Вырабатывалась выносливость, терпеливость, сила воли. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить на этапе «умирания». Воспитывалось беспрекословное повиновение старшим. Подростков учили обращению с оружием, охоте на зверя, любовным играм.

Вторым этапом было «возрождение» в новом качестве. Предки воспроизводили на площадке мифическую картину появления мира, которую впоследствии должны повторить все посвящаемые. Теперь они ответственны за традиции поклонения Богам и Духам, за хранение посвятительной тайны.

Заканчивается мистерия праздником, где бывшие дети объявляются взрослыми, равными членами общества. Они получают новые имена, знают секретный язык взрослых и имеют права на продолжение рода и воспитание своих детей.

Посвящение в древних племенах, у друидов длилось несколько месяцев, даже лет. Иногда подросткам разрешалось вернуться ненадолго к родным. Но вести себя они должны были как мертвые: не есть, не разговаривать, не смотреть на знакомых. Обряд выполнял две функции:

Ритуалы инициации:

В религии мусульман

В религии ислама принято, что все люди на Земле — мусульмане. «Заблудшим» нужно вернуться в истинную веру. Новорожденный младенец считается мусульманином по праву рождения. Родители воспитывают его как мусульманина. По достижению совершеннолетия он может выбрать вероисповедание сам. Мулла или отец ребенка после рождения читает на ушко ребенку религиозные тексты, дает ему имя. Инициация происходит в мечети или любом месте в присутствии двух свидетелей.

ритуал рождения

Процедура принятия ислама проста. Нужно произнести вслух исламские свидетельства веры: «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед — его пророк». Обрезание (хитан) не является обязательной процедурой у мусульман. Пророк Мухаммед родился без крайней плоти. Своим внукам он делал хитан. Мусульманин может провести этот обряд в любом возрасте по желанию и своим убеждениям.

В христианстве

Таинства принятия человеком христианской религии это крещение, евхаристия. Обряд крещения происходит как смерть-возрождение. Духовное возрождение. Первыми посвященными были Адам и Ева. В древности в ходе крестин батюшка не просто обрызгивал младенцев святой водой. Он их немного «притапливал» и на грани жизни и смерти мгновенно оживлял. Предполагают, что такое действие на эмоциональном уровне оставляло у них радостное чувство возвращения в «Свет», счастье жизни, любовь ко всему живому. Цель таинства — активация потенциала жизнеспособности.

Греческое слово «евхаристия» на русский язык переводится словом «благодарение». Евхаристия или причастие это таинство таинств, когда христианин не символически, а реально вкушает тело и кровь Христову. Это как совместная трапеза с Иисусом Христом. Продолжение Тайной Вечери Иисуса с учениками в пасхальную ночь. Господь реально входит в верующего настолько, насколько он подготовлен, становясь частью его существа. Бог работает внутри человека, подталкивая к совершению добрых дел. Христиане приступают к причастию с покаянием и радостью.

В Индуизме

Дети в Индии считаются богатством семьи. Рождение ребенка в Индии обставлено различными традициями, которые имеют много общего с ритуалами Таиланда, Вьетнама, Китая. Эти обычаи связаны с идеями буддизма. Рождение мальчика считалось радостью. Рождение девочки встречали с грустью. Такое отношение связано с семейными индийскими традициями. Мальчик должен стать опорой родителям, наследником имущества. Взрослый сын провожал отца в последний путь. Мальчика баловали, исполняли все прихоти.

Девочка воспитывалась как будущая жена и мать. Родителям было важно добиться послушания, заботы о близких, воспитания ответственности и чувства долга. Считалось, что дочь живет в семье временно. Отец и мать девочки должны потратить на ее приданое и свадьбу большие средства. Затем это становилось имуществом другой семьи.

У индусов люди, принадлежащие к варнам брахманов, кшатриев, вайшью, проходят традиционные санскары — очистительные ритуалы, таинства перехода в жизни человека, описанные в санскритских текстах. Такие обряды контролируют прохождение жизни личности от младенчества до похорон. Ранее насчитывалось около 40 церемоний: начало половой жизни родителей, зачатие мальчика, рождение, имянаречение (10 дней после рождения), первая прогулка (3 месяца), первое употребление твердой пищи (6 месяцев), первая стрижка волос, прокалывание ушей, начало изучения алфавита (5-7 лет), упанаяма — повязывание священного шнура в 8 лет, начало изучения Вед, первое бритье (16 лет). Эта череда событий воспринимается как праздники в жизни человека. Затем они повторяются со своими детьми. Эти торжественные обряды делают жизнь человека насыщенной и яркой.

ритуалы

По Ведам человек в трудные, переходные этапы своей жизни подвержен влиянию демонов. Эти ритуалы защищают его от злых сил. Проводит их брахман. В современное время они проводятся несколько формально. Самый обязательный и древний из известных обрядов — Упанаяна — разрешение на изучение Вед. В современном мире это благословение на получение образования. Сейчас ритуал сократился до церемонии наложения священного шнура — упавиты. Ранее это было длительное духовное таинство, в ходе которого неофиту открывали сакральные знания Вед. Принятие посвящения Упанаяна означает окончание детства и вступление юноши в одну из трех высших каст «дваждырожденных».

Принятие прибежища в буддизме

Прибежище — пространство, где можно найти гармонию, спастись от страхов, защититься от материального мира.

буддизм

С открытым сердцем, пониманием буддийских истин, ученики усаживаются вокруг духовного учителя — ламы. Читаются тексты на тибетском, родном языке, санскрите. Лама состригает немного волос в надежде, что вскоре сегодняшние ученики станут монахами. Во второй части таинства ученику присваивается новое имя, которое точно соответствует характеру посвящаемого, его карме. Имя указывает на качества, которые предстоит развивать буддисту. В ходе церемонии искатель прибежища дает клятву соблюдать Пять Предписаний, которые воспрещают убивать, красть, поддерживать сексуальные извращения, лгать и употреблять одурманивающие вещества.

В иудаизме

Обряд обрезания в иудаизме является посвящением в религию. Он проводится на 8-й день после рождения ребенка. По одной из версий причинение болевого шока ребенку записывается в глубинах подсознания с целью воспитания агрессивности, злости для выживания этноса. В метафизическом смысле процесс обрезания символизирует святость, чистоту и любовь Бога.

Таинства религиозного совершеннолетия бар-мицва (сын заповеди) для мальчиков и бат-мицва (дочь заповеди) для девочек проводятся в момент взросления подростка в 13 лет. Праздник проводится в Иерусалиме возле Стены Плача или в местной синагоге. Действие заключается в приглашении посвящаемого к чтению Торы. На голову юноше возлагают тфилин (коробочки, привязываемые на лоб и руку, как охранные амулеты и связь с Богом). В этот день родители подростков отчитываются за воспитание ребенка и снимают с себя груз ответственности перед Богом за их будущие поступки. Это большой общинный и семейный праздник.

После инициации мальчики получают право читать Тору в храме. Несут ответственность за соблюдение традиций религии, получают право участвовать в жизни местной общины, владеть собственностью, вступать в брак.

Ритуалы — древнейший способ воздействия на мир. В наше время такими автоматическими инициациями являются социально-воспитательные ступени в обществе: школа, армия, свадьба, поступление в учебное заведение и его окончание, карьерная лестница на работе, похороны.

Современный переход к взрослости туманен. По своей эмоциональности, символизму, мистериям сегодняшние пионеры, комсомольцы, скауты не переживают таких эмоций. В поисках себя настоящего подростки вступают в жестокие группировки, уходят из дома, стремятся испытать острые эмоции, риск, преодолеть страх смерти. Взрослые формально относятся к их проблемам. Поэтому мир сталкивается с неоправданными опасностями.

Частично проблемы подростков решаются с помощью форм психотерапии и психологического консультирования. Институт воспитания находится в поиске новых форм обрядов для перехода от одной жизненной ступени к другой.

Автор: admin
Полезное
Войти на сайт

Уважаемые, пользователи!
Мы почистили базу от спам-регистраций. Если у вас не получилось войти на сайт, просим зарегистрироваться повторно!

РегистрацияЗабыли пароль?
Регистрация
Важно!
Ваш доступ к материалам размещенным на сайте зависит от уровня обучения и достоверности сведений указанных при регистрации.
Генерация пароля
Регистрация