«Возможно, боде в истории человечества не было времени, когда все слои населения более отдавались мыслью религии, или сильнее стремились к высоким этическим идеалами, чем в это время». Фрэнсис Легге шести веках от Александра до Константина.
Целая эпоха в развитии человечества была царством мифа, созданного воображением, творческой энергией человека. Это был период первобытно-общинного строя с конца VII века до н.э. и до середины VI века н.э.
Греко-римская религия — яркая, тщательно запечатленная мифология и культовые обряды, которые отражают древнее понимание устройства мировой жизни. Родовой общинный строй был той действительностью, на основании которой строились богословские идеи о земле, небе и подземном мире. Весь Космос — природные явления, стихии, подземный мир представлялись древним людям огромной родовой общиной, населенной человеческими существами, находящимися в родственных отношениях. Так проще жить, когда все наделено ликом и именем. Греческое сознание соединяло в понятии космос две функции – упорядочивающую и эстетическую.
Религиозные воззрения у греков и у римлян были одинаковые. Страх перед силами природы, стихийными бедствиями, производящими силами природы (земля, дождь, небо, солнце) и, конечно, семейный и государственный очаг. На формирование греко-римской религии свое влияние оказали ранние формы языческих культов: тотемизм, фетишизм, шаманизм, анимизм и аниматизм. В особенности, их обрядность с элементами «священного действа»: магия, пророчества, гадания, суеверия, жертвоприношения. В «Теогонии» Гомера откровений о едином Божественном начале не было. Боги не создавали людей, природу. Они сами произошли или от или из Земли. Земля предвечна. Боги, хотя и одного происхождения с людьми, но гораздо могущественнее. Поэтому люди обращаются к ним за помощью. Образы греко-римских богов очень сложны и пережили длительную трансформацию. Имея различные имена, они выполняют собой одинаковые функции и исходят из одних и тех же более древних богов. Мифология древних греков отличается красочностью, богатством художественного вымысла, разнообразием.
Главной силой, которая правит миром, стоит над богами, греки считали рок — высшую судьбу. В этой языческой политеистической вере не было руководствующих книг, указующих религиозно-нравственных заповедей, богословия. Жрецы не играли политической роли. Это были уважаемые люди. Они вели ритуалы, жертвоприношения, произносили заклинания, молитвы. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи, совершал отец семейства. В деревне обязанности жреца выполнял управляющий поместьем. Официальные государственные обряды проводил сам царь, затем консулы и преторы, в критические моменты – диктаторы.
До наших дней дошли греческие религиозные представления, которые были оформлены поэтами Гомером и Гесиодом в поэмах, а также в драматургических произведениях Еврипида, Софокла, Эсхила и др. Вначале всего были Хаос — первый царь всего Сущего и Мгла. У них появились дети: Уран — (небо), Гея — (земля), Нюкта (ночь), Эрос — природное начало, Тартар — подземный мир, Эреб (воплощение мрака). От союза Земли и Неба произошли Титаны (боги стихий и сил природы) во главе с Кроносом (время). Титанами были Гелиос (солнце), Фемида (богиня мирового порядка), Прометей (защитник людей от произвола богов, двоюродный брат Зевса), Атлант (могучий титан, держащий небесный свод). Титаны свергли своего отца — Урана. И уже Кроноса уничтожил его сын Зевс — предводитель атлантов. Власть Зевс разделял с двумя братьями: Аидом — богом подземного царства и Посейдоном — повелителем морей. Жена Зевса Гера — богиня Земли — родила ему детей: Аполлона, Гермеса, Гефеста, Ареса, Афродиту, Артемиду и других. Зевс со своей семьей поселяется на горе Олимп. Он постепенно вносит порядок в жизнь Земли, поощряя процветание науки, закона, искусства. Зевс и карающая сила — несколько раз уничтожает человеческий род с целью создания совершенного человека.
Древние греки наделяли своих богов человеческими страстями, проблемами, жизненными историями, которые выражали нравственные идеалы. В мифах Гомера большое значение играет Эрос. Под воздействием его животворящей силы боги вступают в брак, рождают детей. Получается, что все боги являются родственниками, все произошли от Хаоса и его порождений. А последнее поколение произошло от союза с людьми. Это герои, полубоги — Ахилл, Орион, Персей, Геракл, Гектор. Они были сверхсильными мужественными героями — ниже богов, но выше людей. У древних греков существовал миф о Великом потопе, который перешел в дальнейшем в библейские сюжеты.
В «Илиаде» и «Одиссее» Гомер описывает жизнь семьи Олимпийских богов на горе Олимп. Древние эллины любили своих богов, возводили в честь их храмы, святилища, алтари, устраивали празднества, приносили пожертвования. Наиболее грандиозными были Олимпийские игры в честь Зевса, Истмийские — в честь Посейдона, Пифийские — посвящались Аполлону. Это были величайшие общественные празднества, в ходе которых совершались различные действия: жертвоприношения, спортивные, музыкальные, поэтические, театральные состязания.
В мифах о загробной жизни нет деления на ад и рай. Жизнь после жизни в мрачном царстве Аида и Персефоны тиха и печальна. Души умерших опускаются в царство Аида на берегу Океана, возле рощи черных тополей. Через реку Стикс их перевозит мрачный Харон. За переправу он берет монетку «обол». Ее кладут в рот покойнику родственники. Струятся воды реки Леты, дающие забвение. Бог сна Гипнос смыкает умершим душам веки. Охраняет их трехглавый пес Цербер с шипящими змеями на шее. Праведные души попадают в Элизиум, где в тенистых полях праведники проводят блаженную жизнь, устраивая игрища и соревнования.
Замечательный миф про Орфея и Эвридику — символ вечной любви и безграничной преданности. Он лежит в основе нескольких опер, стихотворений и поэм, картин. Этот миф стал началом философского учения – орфизма. Исследуя жизнь Орфея, который пытался вернуть из царства Аида Эвридику, погибшую от укуса змеи во цвете лет, орфизм несет идею духовных и нравственных испытаний на жизненном пути, аскетизма, воздержания, подвигов, мистерий для того, чтобы очиститься от материального зла и вернуться к Божественному состоянию, к своей душе.
Храм богини Геры на Самосе
Храмы богам, их прекрасные статуи, фрески с изображением героев мифов, праздники, нравственные идеалы и духовные стремления — все это скрепляло и поддерживало моральные устои в обществе. Древняя Эллада воспитывала культ красоты во всех ее проявлениях — физическом, моральном и интеллектуальном. Жители старались во всем походить на своих богов. Герои мифов живы и популярны среди современников. Не задумываясь, мы говорим о сизифом труде (имея в виду бессмысленное времяпровождение), об олимпийском спокойствии (которым обладали обитатели Олимпа), о титанических усилиях и гигантских размерах, ахиллесовой пяте (самом уязвимом месте человека), взгляде Горгоны (тяжелый взгляд, превращающий все живое в камень), танталовых муках (невозможность получить желаемое, хотя оно находится очень близко).
Некоторые праздники широко празднуются по всему миру. Празднование Нового года и традиция дарить подарки заимствованы из этой древней религии.
День Нептуна, когда в особенно жаркие дни владыка морей выходил на берег со свитой русалок, принимал жертвоприношения, обещал дождь и начинался веселый праздник со спортивными соревнованиями, регатой. День Юноны (покровительницы женщин) сменился празднованием дня матери, когда супруги дарили женам подарки и молились за их здоровье. Почти полгода было посвящено 50 праздникам в древне-греческой религии. На праздники даже рабам выдавалось по 11,5 литров вина. Торжество во славу Сатурна — Сатурналии (17 декабря) начинался с жертвоприношения перед храмом Сатурна на Римском форуме. Затем был пир. За одним столом праздновали хозяева и рабы. В эти праздничные дни они чувствовали себя свободными, могли посещать игральные дома, веселиться наравне со всеми. Выбирали короля и королеву, зажигали фейерверк, свечи, танцевали.
У древних римлян мифы о божествах были примитивные. Так же, как и у греков, они связаны с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины, города. Римляне — практичные люди, поэтому их боги не были наделены человеческими проблемами. Их называли просто: Посев, Урожай, Верность, Честь, Здоровье. Знаменитый «Янус» это просто дверь. Они не имели внешности, пола. У них не было семьи, детей, любви, вражды, мщения. Это была религия без мифов. Главное для римлян, чтобы боги приносили пользу. Религия должна служить укреплению государства, а устойчивость государства основывается на надлежащих отношениях с духовными силами.
Мифология Древнего Рима сформировалась под сильным влиянием греческих воззрений в VI-V веке до н.э. Цивилизации активно взаимодействовали. Основными источниками римских мифов для современников являются «Метаморфозы» Овидия, «Энеида» Вергилия. Немалую роль играл Двуликий Янус – бог открытых дверей и дорог. Героев — Гектора, Ахилла, Одиссея, Менелая, Пенелопу изображали в живописи и скульптуре, настенной живописи (фрески Помпеи). Покорение римлянами Греции в I веке до нашей эры произвело переворот в жизни Рима. Римляне признали величие культурных традиций Эллады. Нравственно — моральные ценности обеих государств были одинаковыми. Важными добродетелями считались умеренность, мужество, справедливость, благоразумие.
Колизей
В честь богов были построены величественные храмы: Колизей, Пантеон, Храм Сатурна. В храмах правители хранили государственную казну, документы. Древние римляне заимствовали пантеон богов у греков. Греческому богу Зевсу соответствовал Юпитер. Владыке морей Посейдону — Нептун. Богу подземного царства Аиду — Плутон. Особо почитали в Риме бога войны Марса, богиню удачи Фортуну, покровителя торговли — Меркурия.
В конце марта в честь бога Диониса — покровителя растительности и виноделия — в Греции проводился праздник Брумалий. Он отличался огромным количеством маскарадных шествий, переодеванием козлами, состязаниями актеров, поэтов. Как сельский праздник, в общинах Диониса чествовали после сбора винограда и созревания молодого вина. Слово трагедия произошло от греческого tragos — козел. А слово комедия от греческого «комос» — шествие бражников. Попивая вино, народ шел к алтарю Диониса и пел ему дифирамбы. Так появились первые карнавалы и зародилось древнегреческое театральное искусство. Чествование Дионисия продолжалось 2 недели. Эти дни объявлялись нерабочими, праздновали их шумно, всенародно.
В Римской империи развитие торговли привело к поклонению богу гавани Портуну. Ему построили храм в тибрском порту. Изначально он ассоциировался с богом Янусом, который ведал входом и выходом. Но постепенно значение порта для римлян усилилось. В конце империи Портун был отождествлен с греческим богом гавани Палаймоном. Праздник отмечался 17 августа.
Общение с богами в Римской религии имело характер сделки: «Я даю, чтобы ты дал». Необходимо было точно соблюсти ритуал и правильно попросить. Например, обращаясь к Юпитеру, поднять руку вверх и сформулировать молитву — просьбу. Вины перед божеством в греко-римской религии не было. Нигде в источниках нет слов о покаянии. Все строилось на принципе: у меня есть право на какие-то блага и нет ничего, чтобы этому помешало. Богов было много. При завоевании народов римская власть не запрещала покоренным народам исповедовать своих богов. Она приобщала их к своему пантеону — чем больше богов, которым воздадут почести, тем меньше они прогневаются и жизнь будет лучше. Благодаря Риму и его отношению к духовной жизни покоренных народов многие произведения античного искусства сохранились до наших дней. Река времени донесла до современников имена в большей степени римских богов, чем греческих.
Мудрость, целенаправленность, стремление к реальным результатам, воля — вот что представлял собой образ богини Афины. Её, единственную из женщин изображают на фресках в военных доспехах. Богиня справедливой войны, мудрости, искусств, ремесел.
В XVII—XVIII веках, в эпоху возрождения, мифологические сюжеты вдохновили великих итальянских художников на создание шедевров: Тициана (картина Венера перед зеркалом), Бенвенуто Челлини (статуя Персея), Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры) и др. Сегодня ни одна наука не обходится без упоминания греческих философов, а римское право и изобретения приводят в удивление исследователей. Мифы выражали интуитивные идеи, которые люди не могли выразить словами. Миф входит в структуру нашего подсознания, как символ памяти предков. Он неизменен. Это основа моральных кодексов, верований, придающих жизни смысл. С помощью мифа и религиозных обрядов поколения передают наиболее значимые ценности для общества, знания, опыт, культурные блага, нравственные ценности. Мифология народов различных стран мира очень похожа, что говорит о единстве человечества.