«Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!», — ибн Джубайр, арабский странствующий поэт (1145 – 1217 гг.).
Александрийский маяк — одно из семи античных чудес света. Это невероятно громадная башня-маяк. Она единственная из всех чудес была создана с практической целью — освещать путь кораблям. На старинных монетах, зарисовках мореплавателей гигантский исполин напоминает футуристический небоскреб.
Александрийский маяк служил людям верой и правдой 1,5 тысячи лет: с III века до н. э. по ХIV век н. э.
Где расположен Александрийский маяк?
Египетский город Александрия возвели по приказу Александра Македонского после завоевания им земель Египта. Этот город Македонский объявил столицей Римской империи. Город был богат. В нем на полном государственном обеспечении работали известные ученые со всего света. Это был мировой центр науки, культуры и техники. Постройку башни на острове Фарос запланировал сам Македонский по стратегическим мотивам и с практической целью — проводить корабли сквозь двойные рифы для причала в бухту. Остров Фарос решено было соединить с сушей искусственно насыпанным перешейком с выстроенными на дамбе мостами. Часто Александрийский маяк называют Фаросским маяком по месту его нахождения на острове Фарос.
В дальнейшем оказалось, что место для строительства города и маяка находилось над плитой тектонических разломов.
Город Александрия пережил несколько крупных землетрясений в период с VIII по XIV век н. э. и от его величия не осталось следа. Его великолепный маяк терял свои ярусы в ходе природных катаклизмов и окончательно разрушился. Остров Фарос присоединился к материку.
Александрийский маяк как античное чудо света
- Это первый маяк на Земле. Ранее использовались костры
- Самая высокая постройка того времени
- Вид Александрийского маяка вызывал неизменный восторг. В древних текстах он описывается как величественный, немыслимый, грандиозный
- При строительстве величайшей конструкции применялись неизвестные людям технологии.
Внешний вид чуда света
Строительство началось после смерти Македонского при правлении его друга сатрапа (глава провинции), затем фараона Птоломея I Сотера в III веке до н. э. Сохранилось много его описаний мореплавателями, историками, писателями тех лет. По ним архитекторы воссоздали колоссальное строение древнего мира. Его высота составляла по разным оценкам 120-150 м. По современным вычислениям — 180 м. Это намного выше египетских пирамид.
Маяк был построен в виде трехэтажной ступенчатой башни. Венчала его величественная скульптура Посейдона или Зевса, покрытая золотом высотой 7-8 метров.
Основанием башни стала скала острова Фарос. Толщина стен — 8 метров. Боковая линия первого этажа была построена в виде квадрата 30х30 м. На каждой стороне был вход, украшенный солнечными часами. Высота 60 метров.
Средняя часть — высотой 45 метров в форме восьмиугольника. Грани были направлены в стороны восьми ветров. На каждом из углов верхнего здания были установлены позолоченные фигуры Тритона. Они были удивительными. По описаниям моряков одна издавала пронзительный крик при появлении неприятельских судов. Другая — поднятой рукой следовала за движением солнца по небу. К заходу светила рука опускалась вниз. Рядом Тритон отбивал каждый прожитый планетой час. На третьей высокой и узкой цилиндрической части находилась жаровня, которую рабочие топили маслом или папирусом. Дерева в Египте было мало. Очаг был оснащен вогнутыми медными металлическими призмами, которые отсвечивали солнечный свет днем. Угол их изогнутости, по мнению ученых, рассчитал Архимед. Маяк был виден морякам на расстояние 50 км. Это день плавания. Ночью разжигали костер. Днем крыша над нишей с горящими углями раздвигалась, и клубы дыма поднимались на большое расстояние. Мореплаватели днем ориентировались на столб дыма.
По легендам эти лучи света сжигали вражеские корабли. В действительности маяк был защитной цитаделью. На башне служили сторожевые воины, которые обнаруживали и уничтожали корабли захватчиков. К основанию маяка и скале была натянута цепь. При необходимости ее поднимали до уровня днища неприятельского судна, и оно не могло продвинуться в порт. На те времена это были невиданные средства защиты фарватера.
Внутри инженерных сооружений до смотровой башни была пологая дорога для телег, запряженных мулами. Таким образом подвозили топливо для жаровни.
Маяк был сооружен из мраморных плит, скрепленных бетоном и свинцом.
На башне находились:
- Помещения для рабочих и охраны
- Стойло для животных
- Складские помещения и пищеблок
- Хранилище для запасов топлива
- Подъемные устройства
- Внутренний источник пресной воды
- Осадные укрепления
- Оружейные комнаты.
Руководителем проекта, строительства был великий греческий инженер, автор-проектировщик многочисленных известных сооружений по всему миру Сострат из Книдии. Он начал строительство Александрийского маяка в 285 году до н. э. и за пять лет построил башню. Свое имя он увековечил тайно. На одной из стен маяка он написал: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Сверху этой надписи нанесли слой отделочного гипса, на котором начертали прославление царствующего фараона Египта Птоломея I Сотера. Со временем гипс отвалился и появилось имя создателя чуда света. 800 талантов (24 тонны серебра) израсходовал Птоломей I Сотер, конечно, в честь прославления величия себя, как фараона.
Потомки до сих пор в неведении — из чего строили Александрийский маяк, как поднимали колонны и глыбы на высоту, каким образом осуществили строгий математический расчет, как они считают, древние люди.
В ХII веке Александрийский порт из-за землетрясений потерял свое значение. Очень глубокая ранее бухта, где у берега мог кинуть якорь большой корабль, заполнилась илом. В ХIV веке после природной катастрофы часть острова просела, внутренние колонны упали и конструкция маяка рухнула окончательно. В ХV столетии арабские племена захватили александрийское побережье. По приказу правящего султана на фундаменте маяка была сооружена крепость Кайт-бей.
В 1994 году дайверы обнаружили колонны, статуи, лестницы на дне залива. Египетское правительство намерено создать подводный музей Александрийского маяка. А на суше воссоздать его копию в современном стиле из стекла. Целью этого строительства является развитие экскурсионной туристической отрасли страны. До сих пор Фаросский маяк — один из самых обсуждаемых древнеегипетских сооружений.